«круглый стол» провел член Комитета Совета Федерации по экономической политике, председатель экспертного совета при комитете по вопросам развития отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Вячеслав Шверикас.
Участники мероприятия заслушали доклад руководителя ФКУ «Пробирная палата России» Александра Маркина об основных тенденциях экспорта и импорта изделий из драгметаллов, а также ряд выступлений представителей отраслевых предприятий по заявленной теме.
Рекомендации
Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 25 мая 2016 года (Протокол № 106)
Комитет Совета Федерации по экономической политике совместно с федеральным казенным учреждением «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» провел «круглый стол» на тему «Совершенствование процедур ввоза и вывоза товаров из драгоценных металлов».
В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, общественных объединений и ассоциаций участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, экспертного сообщества, которые констатировали актуальность обсуждения вопросов создания условий для совершенствования процедур ввоза/вывоза изделий из драгоценных металлов с учетом непростой социально-экономической ситуации.
Цели проведения «круглого стола»:
— оценка текущего состояния отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней;
— выявление причин, препятствующих эффективному развитию экспорта отечественных изделий из драгоценных металлов на мировой рынок;
— выработка рекомендаций, направленных на создание благоприятных условий для развития российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней и увеличение объемов экспорта.
Участники «круглого стола» отметили следующее.
Одной из мер по реализации государственной политики по развитию и укреплению российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней является создание условий для увеличения объемов экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней в обработанном виде, производства изделий из ДМДК на территории Российской Федерации, а также переработки импортного сырья драгоценных металлов на территории России и увеличения экспорта аффинажных услуг за рубеж.
В целях развития отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней проводится работа по совершенствованию нормативной правовой базы. Так, в 2015 году был принят Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 111-ФЗ). С принятием Федерального закона № 111-ФЗ был внесен ряд существенных изменений, необходимых для развития отечественной отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней, а именно:
— опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и других изделий из серебра отечественного производства массой до 3 граммов осуществляется на добровольной основе;
— хозяйствующим субъектам предоставлено право самостоятельно перерабатывать лом и отходы драгоценных металлов, образовавшиеся в процессе собственного производства, без направления на аффинаж драгоценных металлов;
— производителям ювелирных изделий предоставлено право самостоятельно перерабатывать ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов собственного производства, нереализованные и возвращенные производителю, без направления на аффинаж драгоценных металлов;
— перевозка ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, за исключением таких изделий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без использования транспортных средств, оборудованных соответствующими техническими устройствами, а также без сопровождения вооруженной охраны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2016 № 394 «Об опробовании, анализе и клеймении ювелирных и других изделий из драгоценных металлов» утверждены новые Правила опробования, анализа и клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, в которых нашли отражение предложения представителей отрасли ДМДК о расширении перечня проб.
Среди причин, препятствующих эффективному развитию экспорта отечественных изделий из драгоценных металлов на мировой рынок, необходимо отметить:
— длительные сроки оформления таможенных процедур переработки на таможенной территории Российской Федерации, которые препятствуют развитию экспорта аффинажных услуг;
— высокие ввозные пошлины на драгоценные камни, которые не добываются на территории Российской Федерации;
— сложности, возникающие у предприятий и предпринимателей малого бизнеса. Многие представители малого бизнеса не имеют достаточной информации, каким образом начать работу на внешних рынках и какие шаги необходимо предпринять для этого.
Отрасль производства изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации имеет большой потенциал в области импортозамещения, обеспечения занятости населения, а также развития малого и среднего предпринимательства.
В целях повышения конкурентоспособности российских изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на мировом рынке и увеличения экспорта требуется:
совершенствовать законодательную базу, регулирующую правоотношения, возникающие при производстве изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
систематически и целенаправленно проводить административно-контрольные мероприятия в отношении участников рынка;
создавать более выгодные условия для осуществления деятельности для легальных производителей.
С учетом вышеизложенного, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
поручить соответствующим федеральным органам исполнительной власти рассмотреть возможность принятия нормативного правового акта, предусматривающего сокращение сроков рассмотрения заявления на переработку драгоценных металлов на таможенной территории Российской Федерации и приложенных к нему документов до 5 дней; сроков предоставления третьими лицами документов, подтверждающих сведения, указанные в заявлениях на получение разрешения на переработку, – до 5 дней; установить срок, на который таможенный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, не более 15 дней; установить срок проведения таможенной процедуры идентификации продуктов переработки – 5 дней;
рассмотреть возможность внесения изменений в статью 248 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», предусматривающих отмену разрешительного порядка переработки товаров на таможенной территории Российской Федерации и введение уведомительного порядка переработки товаров на таможенной территории Российской Федерации в соответствии со статьей 240 «Условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории» Таможенного кодекса Таможенного союза;
поручить соответствующим федеральным органам исполнительной власти рассмотреть возможность отмены ввозных пошлин на драгоценные камни, пригодных к использованию в ювелирных изделиях, которые не добываются на территории Российской Федерации.
2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
совместно с Минфином России рассмотреть вопрос оптимизации процедуры лицензирования при экспорте драгоценных металлов;
в соответствии с Программой Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» (основные мероприятия п. 3.2. «Промоутерская поддержка экспорта и инвестиционного сотрудничества») включить отечественных производителей ювелирной продукции в число участников зарубежных выставочно-ярмарочных мероприятий и выставочных программ на 2017 год;
определить ФГУП «В/О» Алмазювелирэкспорт» в качестве координатора выставочной деятельности российских производителей ювелирной продукции.
3. ФГУП «В/О «Алмазювелирэкспорт», Российскому экспортному центру и Гильдии ювелиров России:
создать комиссию по подготовке предложений в проект создания глобальной интернет-площадки для экспорта российских товаров за рубеж, разработчиком которого является Минэкономразвития России, в части касающейся создания «единой среды» интернет-экспортеров российских ювелирных изделий.