«Круглые столы»

Стратегии и целевые установки патриотического воспитания школьников и молодежи в условиях ведения ментальных войн

Порядок проведения

Место проведения: Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 26, зал 802 «белый».

Время проведения: 11.30 – 13.30, 15 ноября 2022 года.

1. Открытие «круглого стола» (до 10 минут).

БОНДАРЕВ Виктор Николаевич, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности;

ПАВЛОВА Маргарита Николаевна, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

2. Выступления по теме «круглого стола» (до 10 минут).

АЛТАБАЕВА Екатерина Борисовна, заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре;

ПЕРМИНОВ Сергей Николаевич, заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;

ЗАХАРОВ Алексей Валерьевич, заместитель генерального директора специальных программ центра защиты от стресса;

ИЛЬНИЦКИЙ Андрей Михайлович, советник Министра обороны Российской Федерации;

БАРАБАНЩИКОВА Валентина Владимировна, руководитель Департамента психологической работы Министерства обороны Российской Федерации;

Протоиерей Марк Ермолаев, председатель Межъепархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными органами и казачеством Московской митрополии;

ПОГОСЯН Соня Григорьевна, заместитель Директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения Российской Федерации;

СУББОТИН Вадим Алексеевич, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;

АШИРОВ Денис Валерьевич, заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи;

СТАНЧЕНКО Сергей Владимирович, директор федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт оценки качества образования»;

ПРЕПОДОБНАЯ Надежда Александровна, заместитель Министра культуры Российской Федерации;

3. Дополнения по теме «круглого стола», обсуждение выступлений (не более 3-х минут на одно выступление).

КУЛИКОВСКИХ Нина Германовна, член Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;

БЕЛОВА Ольга Николаевна, журналист, телеведущая телеканала «Звезда»;

ТАРАКАНОВ Павел Владимирович, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;

ШАФРАН Анна Борисовна, радио- и телеведущая, журналист, телеведущая телеканала «Звезда»;

БОКОВА Людмила Николаевна, проректор по профессиональному образованию Московского государственного областного университета;

ЯНОВСКИЙ Олег Сергеевич, преподаватель кафедры политической теории Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации;

ШВАБАУЭР Анна Викторовна, руководитель экспертной рабочей группы представителей родительских и иных общественных организаций научно-экспертного совета при подкомитете по гражданскому праву и семейному праву Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству;

4. Принятие итогового документа (до 5 минут).

5. Заключительное слово (до 2 минут).

БОНДАРЕВ Виктор Николаевич, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

 

 

Рекомендации

Обсудив информацию по вопросу «Стратегии и целевые установки патриотического воспитания школьников и молодежи в условиях ведения ментальных войн», участники «круглого стола» отмечают следующее.

Формирование системы патриотического воспитания российской молодежи возможно только при условии системного и последовательного проведения государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей.

Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется в области образования и воспитания, работы с молодежью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений, средств массовой информации и массовых коммуникаций, международного сотрудничества.

В ее реализации участвуют федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, общественной безопасности и иные органы публичной власти в пределах своих полномочий.

Предпринимаемые Российской Федерацией усилия для развития духовного потенциала российской молодежи, способствуют повышению сплоченности российского общества, осознанию гражданами необходимости сохранения и укрепления традиционных ценностей в условиях глобального цивилизационного и ценностного кризиса, ведущего к утрате человечеством традиционных духовно-нравственных ориентиров и моральных принципов.

Угрозу российскому патриотизму, традиционным ценностям представляет деятельность экстремистских и террористических организаций, отдельных средств массовой информации и массовых коммуникаций, действия недружественных государств, транснациональных корпораций и иностранных некоммерческих организаций, а также деятельность некоторых организаций и лиц на территории России.

Идеологическое и психологическое воздействие, прежде всего на подрастающее поколение, ведет к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей
и ценностей, включая культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру, разрушение традиционной семьи путем пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, выдавая их как мнимую толерантность.

Распространение деструктивной идеологии влечет за собой риски саморазрушения общества, ослабления семейных связей, усиления социокультурного расслоения общества, отрицания человеческого достоинства и ценности человеческой жизни, внедрения антиобщественных стереотипов поведения, формирование общества, пренебрегающего духовно-нравственными ценностями, искажения исторической правды, разрушения исторической памяти, подрыва доверия к институтам государства, отрицанию гражданственности и дискредитации идеи служения Отечеству, формирования негативного отношения к воинской и государственной службе в целом.

С учетом этого первостепенное значение приобретает необходимость формирования единой системы патриотического воспитания подрастающего поколения граждан России; развитие
и совершенствование форм и методов противодействия рискам, связанным с распространением деструктивной идеологии в информационном пространстве; совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи; повышение эффективности деятельности научных и образовательных организаций по защите исторической правды, сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации истории; совершенствование деятельности правоохранительных органов по профилактике и пресечению противоправных действий, направленных на распространение деструктивной идеологии.

Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности р е ш и л:

1. Информацию по вопросу «Стратегии и целевые установки патриотического воспитания школьников и молодежи в условиях ведения ментальных войн» принять к сведению.

2. Считать необходимым поддержать деятельность органов государственной власти по системному и последовательному проведению государственной политики в сфере патриотического воспитания подрастающего поколения граждан Российской Федерации, сохранению и укреплению традиционных ценностей, усилению защищенности российского общества от угроз и рисков в идеологической сфере, ориентированность на формирование высоконравственной личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, готовой к мирному созиданию и защите Отечества.

3. Признать важность проводимой работы в учебных заведениях всех уровней образования по следующим направлениям:

укреплению гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности и российской самобытности, межнационального
и межрелигиозного согласия;

сохранению исторической памяти, противодействию попыткам фальсификации истории, сбережению исторического опыта формирования традиционных ценностей и их влияния на российскую историю, в том числе на жизнь и творчество выдающихся деятелей России;

реализации государственной информационной политики, направленной на усиление роли традиционных ценностей в массовом сознании и противодействие распространению деструктивной идеологии;

воспитанию в духе уважения к традиционным ценностям, как ключевому инструменту государственной политики, в области образования и культуры, воспитания и формирования гармонично развитой личности;

поддержке общественных проектов и институтов гражданского общества в области патриотического воспитания и сохранения историко-культурного наследия народов России;

защите от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, пресечению деятельности, направленной на разрушение традиционных ценностей в России;

повышению роли России в мире за счет продвижения традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

4. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации:

проработать вопрос об увеличении количества учебных часов, отводимых на изучение Истории России и Литературы (произведений отечественных классиков) в образовательных программах основного общего и среднего общего образования;

проработать вопрос о включении в образовательные программы для младших классов исторического просвещения;

рассмотреть вопрос о возвращении для обязательного изучения произведений литературы о Великой Отечественной войне отечественных классиков («Молодая гвардия» А.А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б.Н. Полевого, рассказы о пионерах-героях и др.).

5. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать работу по развитию школьного познавательного туризма (просветительские маршруты, «исторические тропы», «литературные тропы», проекты по реконструкции исторических событий и др.) с максимальным использованием возможностей программы «Пушкинская карта», а также по поддержке и развитию школьных музеев на системной основе.

6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации продолжить формирование комплекса мер по расширению системного взаимодействия органов власти субъектов и местного самоуправления с организациями Русской Православной Церкви
и других российских традиционных конфессий как институтами гражданского общества, которые являются носителями традиционных духовных ценностей народов России; проведение единой государственной политики Российской Федерации, направленной на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан, сохранение и укрепление традиционных ценностей.

7. Членам комитетов Совета Федерации по обороне
и безопасности, по социальной политике, по науке, образованию
и культуре и по Регламенту и организации парламентской деятельности:

совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации принять участие в уточнении документов стратегического планирования и совершенствовании нормативно-правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней, направленных на достижение целей патриотического воспитания;

в ходе работы в субъектах Российской Федерации обратить особое внимание на эффективность реализуемой государственной политики (государственных программ) в сфере патриотического воспитания школьников и молодежи в образовательных учреждениях.

8. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности продолжить мониторинг реализации основных направлений государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Председатель Комитета
В.Н. Бондарев