«Круглые столы»

«О неналоговых платежах предпринимателей»

Рекомендации

В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2021 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел 29 апреля 2021 года заседание «круглого стола» на тему «О неналоговых платежах предпринимателей».

В заседании «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, общественных объединений предпринимателей, а также научных кругов.

Обсудив вопросы необходимости систематизации неналоговых платежей субъектов предпринимательской деятельности, урегулирования порядка их установления и взимания, осуществления контроля за их расходованием, совершенствования законодательства в данной сфере, участники заседания «круглого стола» отмечают следующее.

В настоящее время определение неналоговых платежей законодательно не установлено. Под неналоговыми платежами понимают обязательные платежи, нормативно закрепленные вне Налогового кодекса Российской Федерации. Основной признак, объединяющий такие платежи с налогами, – это публичность их установления, заключающаяся в том, что какой‑либо уполномоченный государственный орган (или организация) в силу нормативного предписания обладает полномочиями по установлению и (или) взиманию соответствующего платежа.

Неналоговые платежи, которые уплачивают субъекты предпринимательской деятельности, могут устанавливаться как федеральными законами (при этом отдельные важные элементы устанавливаются или конкретизируются в подзаконных нормативных актах), так и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Следует обратить внимание, что данные платежи могут поступать не только в бюджетную систему Российской Федерации, а взиматься на основе исключительных полномочий во внебюджетном порядке.

Минфином России составлен перечень из 167 видов неналоговых платежей, уплачиваемых субъектами предпринимательской деятельности, как зачисляемых в бюджеты бюджетной системы, так и не зачисляемых в бюджеты. По данным Счетной палаты Российской Федерации, на федеральном уровне в реестре источников доходов содержится 7 192 записи, из них к неналоговым доходам можно отнести 5 479 записей.

Для субъектов предпринимательской деятельности большое количество неналоговых платежей создает дополнительную фискальную нагрузку, которая оценивается на уровне 1% ВВП. Также проблема неналоговых платежей состоит в том, что они «рассеяны» по нормативным правовым актам, принимаются зачастую подзаконными актами и бесконтрольно устанавливаются на всех уровнях власти.

В связи с обращениями представителей бизнеса и поручениями Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации с 2017 года активно вело работу по инвентаризации неналоговых платежей и созданию системы их регулирования. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предполагалось, что по результатам инвентаризации и анализа действующих неналоговых платежей те платежи, которые обладают признаками налогов или сборов, следует регулировать в рамках законодательства о налогах и сборах, а по остальным сформировать закрытый перечень с установлением единых правил регулирования в рамках отдельного законодательства.

Участники «круглого стола» считают, что проблема регулирования неналоговых платежей должна быть решена как можно скорее, и поддерживают включение ряда обязательных платежей, имеющих признаки налогов или сборов, в сферу регулирования Налогового кодекса Российской Федерации. Также целесообразно рассмотреть вопрос о том, чтобы на законодательном уровне закрепить норму о введении новых неналоговых платежей на основании федерального закона при условии, что законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или представительными органами муниципальных образований принято решение о необходимости установления такого платежа. При этом законом должны быть установлены предельные размеры неналоговых платежей в регионе и на муниципальном уровне.

В соответствии с Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов было предусмотрено включение трех неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер, в Налоговый кодекс Российской Федерации. Это — утилизационный сбор, обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования и курортный сбор. В связи с этим Минфином России был подготовлен пакет проектов федеральных законов, который в настоящее время находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.

В рамках обсуждения участниками «круглого стола» отмечалась необходимость создания единого информационного ресурса, содержащего информацию о неналоговых платежах предпринимателей. В настоящее время информация о платежах, которые уплачиваются субъектами предпринимательской деятельности и поступают в бюджетную систему, отражена в различных информационных ресурсах, применяемых для формирования перечня источников доходов Российской Федерации.

Вместе с тем для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей кроме платежей, поступающих в бюджеты, наиболее актуальными являются платежи, взимаемые государственными учреждениями при проведении государственных экспертиз, обследований, мониторингов, оказании иных государственных услуг. Поступления от таких платежей, как правило, остаются в распоряжении данных учреждений, а информация о них не может быть выявлена и проанализирована в рамках использования информационных ресурсов.

Установление единых и прозрачных условий уплаты неналоговых платежей, их качественное администрирование будет способствовать формированию равной конкурентной среды для субъектов предпринимательской деятельности и созданию условий для поддержания в долгосрочной перспективе стабильной фискальной нагрузки на бизнес.

 

Учитывая изложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

провести до 1 октября 2021 года заседание экспертной рабочей группы по вопросам неналоговых платежей предпринимателей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2018 года № 2069-р;

определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере неналоговых платежей, наделив его соответствующими полномочиями;

сформировать до 31 декабря 2021 года единый реестр (перечень) неналоговых платежей предпринимателей, определив его правовой статус и федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение указанного реестра;

признать неналоговые платежи, не попавшие в единый реестр (перечень) неналоговых платежей предпринимателей, подлежащими отмене;

провести работу по оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов, касающихся неналоговых платежей, включенных в единый реестр (перечень) неналоговых платежей предпринимателей, в соответствии с критериями экономической эффективности платежей, цели их взимания, обоснованности установленных ставок, уровня фискальной нагрузки в целях отмены неэффективных платежей;

продолжить работу над проектами федеральных законов, направленных на включение отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации;

проработать вопрос о едином правовом регулировании отношений по установлению (введению, изменению), исчислению и взиманию неналоговых платежей, включая проверку их целевого использования.

2. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проработать вопрос о создании информационного ресурса (интерактивного сервиса), содержащего сведения о неналоговых платежах предпринимателей, рассмотрев вопросы определения функционала указанного ресурса, установления ответственного за его ведение федерального органа исполнительной власти, внесения необходимых изменений в нормативные правовые акты в целях неукоснительного представления администраторами неналоговых платежей данных в информационный ресурс.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации провести работу по сбору и систематизации информации о неналоговых платежах предпринимателей, взимаемых на региональном и муниципальном уровнях.

4. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам направить в Правительство Российской Федерации рекомендации «круглого стола».