«Круглые столы»

О практике использования модельного Налогового кодекса для государств – участников Содружества Независимых Государств при совершенствовании законодательства Российской Федерации

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам 27 ноября 2019 года провел заседание «круглого стола» на тему «О практике использования модельного Налогового кодекса для государств – участников Содружества Независимых Государств при совершенствовании законодательства Российской Федерации».

В заседании «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, представители сферы образования, коммерческих и негосударственных структур, эксперты.

Обсудив актуальное состояние модельного Налогового кодекса для государств – участников СНГ (далее – МНК СНГ) и возможность использования его положений в законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Разработка МНК СНГ началась одновременно с разработкой первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Уже в 2000 году была принята Общая часть модельного Налогового кодекса и в дальнейшем, вплоть до 2010 года, разрабатывались и принимались главы Специальной части. На тот момент времени МНК СНГ установил общее направление реформирования налоговых систем стран СНГ и желаемые правила их функционирования. Одной из задач, стоящих перед Ассамблеей, является создание модельных законодательных актов, которые могут быть использованы при разработке или обновлении национального законодательства на всей территории СНГ и, как следствие, МНК СНГ – это возможность в перспективе гармонизировать, или даже унифицировать, налоговые законодательства в Евразийском экономическом союзе.

В 2013 году Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ была принята новая редакция Общей части МНК СНГ. В новой редакции (Глава 15 МНК) появилась статья о налогообложении микробизнеса, в которой были отражены нормы, относящиеся к специальному налоговому режиму «Налог на профессиональный доход» (т. н. «самозанятые»). Этот режим в качестве эксперимента в Российской Федерации начал действовать с 1 января 2019 года в более детализированном и развитом виде. Аналогичный режим («единый совокупный платеж»), и также с 2019 года, действует в Республике Казахстан, а в Республике Киргизия этот формат получил название «добровольного патента». Эти примеры указывают на возможность имплементации, предложенных в МНК СНГ, отдельных положений в национальные законодательства о налогах и сборах.

 В апреле 2019 года МПА СНГ была принята самостоятельная третья часть МНК СНГ «Налоговое администрирование». В этой части достаточно четко прописаны основания для проведения налоговых проверок и в первую очередь – контроля на основании системы управления рисками.

В МНК СНГ представлен более прозрачный вариант определения налоговых льгот как для применения налогоплательщиками так и органами государственного контроля, состав участников налоговых отношений дополнен институтом налоговых консультантов.

Кроме этого, в ходе дискуссии, некоторыми участниками было предложено выделить, в рамках налогового права, самостоятельную область – процедурного налогового права и ряд других предложений, включенных в МНК, обсудить возможность применения механизма досудебного решения налоговых споров – институт налоговых омбудсменов, который был одобрен при разработке концепции раздел МНК СНГ «Налоговое администрирование», но был исключен из окончательной редакции МНК.

Участники «круглого стола» единодушно отметили, что Модельный кодекс имеет очень важное значение и несет в себе, как объединительную, так и имплементационную функции. Вместе с тем, такой документ не всегда успевает за динамичными изменениями национальных законодательств о налогах и сборах.

В ходе работы «круглого стола» обозначены предложения, которые могут, при определенной доработке, быть использованы в российском законодательстве о налогах и сборах, а сам модельный Налоговый кодекс СНГ должен стать документом, в котором регулярно будут находить отражение рекомендации по имплементации эффективных решений в области разработки налоговой политики и совершенствования налогового администрирования в национальные законодательства стран СНГ.

Учитывая изложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

— рассмотреть вопрос о возможности расширения форм налоговых проверок;

— рассмотреть вопрос о дополнении участников налоговых отношений, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговыми консультантами;

— рассмотреть вопрос о выделении в Налоговом кодексе Российской Федерации части или раздела «Налоговое администрирование» (с учетом наработок МНК СНГ), включив в нее положения, как о функциях налоговых органов (порядок различных видов налогового контроля, услуги налогоплательщикам), так и механизмы предупреждения и разрешения налоговых споров;

— рассмотреть вопрос о разделении в Налоговом кодексе Российской Федерации понятий «налоговые льготы» и «налоговые преференции» (установить, что понятие «налоговые льготы» — уменьшение сумм налога к уплате (как приведено в МНК СНГ);

— рассмотреть возможность законодательного установления временного ограничения на применение налоговых льгот;

— рассмотреть вопрос о регистрации плательщиков внутреннего налога на добавленную стоимость;

— рассмотреть вопрос об упорядочивании нумерации и структуры статей Налогового кодекса Российской Федерации и о необходимости разработки новой его редакции;

— рассмотреть возможность формального выделения в общей части понятий «уклонение от уплаты налога» (нарушение налогового законодательства) и «избежание налогообложения» (злоупотребление нормами налогового законодательства) как различных причин неуплаты (неполной уплаты) сумм налога.

2. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

— направить рекомендации «круглого стола» в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.