«Круглые столы»

«О ходе реализации проекта „Формирование комфортной городской среды“

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 199 от 10 июня 2019 года)

В соответствии с пунктом 4.73 Плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2019 года и пунктом 31 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) провел «круглый стол» на тему «О ходе реализации проекта „Формирование комфортной городской среды“.

Участники «круглого стола», всесторонне обсудив актуальные вопросы формирования комфортной городской среды, отмечают следующее.

Актуальность вопросов благоустройства населенных пунктов, необходимость создания условий, при которых уровень благоустройства городов соответствовал бы ожиданиям жителей, предопределили разработку и утверждение в 2016 году приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» (далее – приоритетный проект).

Приоритетный проект предусмотрел софинансирование проектов по благоустройству из федерального бюджета в масштабах всей страны. В его рамках в течение двух лет на всей территории России реализовывались мероприятия по системному повышению качества городской среды.

7 мая 2018 года Президент Российский Федерации В.В. Путин в своем Указе № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставил перед Правительством Российской Федерации задачу по обеспечению кардинального повышения комфортности городской среды.

В целях ее решения с учетом накопленного опыта реализации вышеуказанных мероприятий в составе национального проекта «Жилье и городская среда» был утвержден федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» (далее – федеральный проект), который пришел на смену одноименному приоритетному проекту.

Целью федерального проекта является повышение индекса качества городской среды на 30 %, сокращение количества городов с неблагоприятной средой в два раза, а также создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 %.

Федеральным проектом предусмотрено предоставление субъектам Российской Федерации федеральной субсидии на условиях софинансирования. По информации Минфина России, в 2019–2024 годах общий объем средств федерального бюджета, выделяемых в рамках федерального проекта, будет составлять 287,8 млрд. рублей.

Вовлечение жителей в реализацию мероприятий, предусмотренных федеральным проектом, обеспечивается в первую очередь проведением общественных обсуждений в целях определения территорий для первоочередного включения в государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы формирования современной городской среды, в том числе путем проведения рейтингового голосования.

Участники «круглого стола» констатируют, что федеральный проект с учетом его цели и задач будет способствовать качественному изменению облика населенных пунктов. При этом можно отметить следующие сложности в части его реализации:

— отсутствие порядка передачи объектов благоустройства, созданных с использованием предусмотренных федеральным проектом денежных средств, собственникам земельных участков, на которых они расположены, в том числе в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;

— недостаточный уровень активности граждан в части проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по вопросам принятия решения о благоустройстве дворовой территории;

— необходимость дальнейшего усиления координации деятельности муниципальных образований по реализации мероприятий, предусмотренных федеральным проектом;

— необходимость дальнейшего повышения уровня квалификации специалистов органов местного самоуправления, ответственных за реализацию мероприятий, предусмотренных федеральным проектом;

— иные сложности, связанные с особенностями применения правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета в рамках федерального проекта.

С учетом изложенного, участники «круглого стола» решили рекомендовать:

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 691245–7 «О внесении изменения в статью 171 Федерального закона „О защите конкуренции“ (об особенностях заключения договоров безвозмездного пользования в отношении элементов благоустройства).

2. Правительству Российской Федерации:

при формировании проекта федерального бюджета на последующие годы исходить из приоритетности увеличения размера федеральных субсидий на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды;

учитывать особенности реализации мероприятий, предусмотренных федеральным проектом, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока (в том числе особые климатические условия, сложную транспортную доступность, удаленность населенных пунктов, короткий летний сезон, высокую стоимость строительных материалов) при распределении субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках федерального проекта;

при дальнейшей корректировке федерального проекта учитывать необходимость координации мероприятий и показателей, предусмотренных федеральным проектом, с мероприятиями и показателями, предусмотренными другими национальными и федеральными проектами, в том числе с учетом положений Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года и плана мероприятий по реализации указанной Стратегии;

рассмотреть вопрос о дополнении федерального проекта положениями, предусматривающими мероприятия по благоустройству дворовых территорий, а также о включении в паспорт федерального проекта показателей, отражающих количество благоустроенных дворовых территорий.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о целесообразности разработки порядка передачи объектов благоустройства, созданных с использованием предусмотренных федеральным проектом денежных средств, собственникам земельных участков, на которых они расположены, в том числе в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (с учетом положений проекта федерального закона № 691245–7 «О внесении изменения в статью 171 Федерального закона „О защите конкуренции“);

рассмотреть вопрос об изменении уровня софинансирования собственниками помещений многоквартирных домов перечня дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий (с установленного 20-процентного порога от стоимости выполнения работ в сторону снижения);

рассмотреть возможность изменения предельной даты заключения соглашений на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий (в настоящее время – до 1 мая) и общественных территорий (в настоящее время – до 1 июля) на более позднюю дату в целях предоставления органам местного самоуправления большего времени для их подготовки с учетом требований Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

рассмотреть вопрос об организации обучающих мероприятий для профильных специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в компетенцию которых входит реализация мероприятий, предусмотренных федеральным проектом, с применением технологий дистанционного обучения либо с размещением соответствующих обучающих материалов в сети Интернет;

рассмотреть вопрос о формировании ежегодного сборника лучших практик по результатам Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях и направлении такого сборника в субъекты Российской Федерации либо обеспечении свободного доступа к нему в сети Интернет.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

создавать региональные центры компетенций по вопросам городской среды в рамках реализации федерального проекта с привлечением всех заинтересованных сторон в соответствии с методическими рекомендациями по созданию и развитию региональных центров компетенций по вопросам городской среды, утвержденными приказом Минстроя России от 1 февраля 2019 года № 73/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и развитию региональных центров компетенций по вопросам городской среды»;

создавать условия для расширения участия добровольцев (волонтеров) в реализации мероприятий по благоустройству, предусмотренных федеральным проектом;

оказывать содействие органам местного самоуправления в повышении квалификации специалистов органов местного самоуправления, принимающих участие в реализации мероприятий, предусмотренных федеральным проектом, в том числе организовывать обучающие мероприятия с применением технологий дистанционного обучения либо размещать соответствующие обучающие материалы в сети Интернет;

оказывать содействие органам местного самоуправления в разработке дизайн-проектов благоустройства дворовых и общественных территорий с учетом природных, климатических и иных особенностей территорий;

активизировать работу по изучению и тиражированию лучших муниципальных практик формирования комфортной городской среды.

5. Органам местного самоуправления:

обращаться к лучшим муниципальным практикам формирования комфортной городской среды, по возможности, интегрировать их в систему муниципального управления;

принимать более активное участие во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика», в том числе по номинации «градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства».

6. Национальной ассоциации развития местного самоуправления:

оказывать содействие органам местного самоуправления в решении возникающих проблем в процессе реализации мероприятий, предусмотренных федеральным проектом;

проводить работу по изучению и тиражированию лучших муниципальных практик в сфере благоустройства.