«Круглые столы»

«Проблемы и перспективы создания национальной системы поддержки исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных организациях общего образования»

Рекомендации

по итогам «круглого стола» на тему

«Проблемы и перспективы создания национальной системы
поддержки исследовательской и проектной деятельности обучающихся
в образовательных организациях общего образования»

 

14 марта 2019 года г. Москва

 

Обсудив проблемы и перспективы создания национальной системы поддержки исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных организациях общего образования, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Актуальность вопросов поддержки исследовательской и проектной деятельности школьников связана с необходимостью выполнения задач и достижения целей, поставленных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Национальным проектом «Образование». Также приоритетность данных вопросов в государственной политике Российской Федерации отмечена в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 20 февраля 2019 года.

Реализация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в массовой образовательной практике имеет ключевое значение для развития у школьников современных компетенций, формирования базовых знаний, умений и навыков в соответствии с приоритетами научно-технологического развития страны.

Это отвечает задачам развития научно-технического творчества молодежи, профориентации в области высокотехнологичных отраслей экономики, развития наставничества в сфере науки и техники. Реализация исследовательских и проектных образовательных программ создает основу для формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанная на принципах справедливости, всеобщности, направленная на самоопределение и профессиональную ориентацию и социализацию обучающихся. Реализация командных проектов в рамках профильных смен и каникулярных школ (смена «Большие Вызовы» Образовательного фонда «Талант и Успех», партнерские смены Международного детского центра «Артек» и Всероссийских детских центров «Орленок», «Смена», «Океан», Международная исследовательская школа, Байкальская международная школа и другие) позволяет вовлечь в исследовательскую и проектную деятельность школьников из малых городов и сельской местности, детей и молодежи из других стран.

Значимый вклад в эту работу вносят образовательные организации высшего образования и реализуемые ими программы работы со школьниками (в их числе: «Юниор» Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»; «Шаг в будущее» МГТУ им. Н.Э.Баумана; «Старт в науку» Московского физико-технического университета; Всероссийская инженерная Олимпиада Национальной технологической инициативы, организуемая Московским политехническим университетом, Национальным исследовательским Томским политехническим университетом, Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого).

Важным сегментом развития межрегиональной системы исследовательской и проектной деятельности обучающихся являются конкурсы и мероприятия, проводимые общественными профессиональными организациями педагогических работников и детскими общественными организациями. Так, общественное движение «Исследователь» на постоянной основе организует Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского, общероссийская общественная организация «Малая академия наук „Интеллект будущего“ реализует программу „Юность. Наука. Культура“, некоммерческое партнерство „Содействие химическому и экологическому образованию“ ежегодно проводит Всероссийский конкурс детских экологических проектов „Человек на Земле“.

При реализации различных, в том числе межрегиональных, конкурсов ученических и научно-методических мероприятий создаются условия для продуктивной работы профессиональных ассоциаций и некоммерческих организаций педагогических работников, программ обмена опытом и тиражирования лучших практик, привлечения работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников.

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» внедряется целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, использующая методики сопровождения, наставничества и шефства.

В целях формирования ключевых навыков и компетенций детей в соответствующих приоритетных направлениях технологического развития России в рамках федеральных проектов «Успех каждого ребенка» и «Цифровая образовательная среда» выделяются субсидии на открытие детских технопарков, кванториумов. В ближайшие три года за счет расширения сети детских технопарков, кванториумов, центров цифрового, естественно-научного, гуманитарного развития запланировано создание порядка миллиона новых мест в системе дополнительного образования.

В рамках международного сотрудничества Минпросвещения России проводятся мероприятия по выявлению и поддержке одаренных детей, в том числе достигших успехов в проектной и исследовательской деятельности. Так, в июле 2018 года в Якутии проведены Международные интеллектуальные игры, в рамках которых прошла Международная выставка научно-исследовательских работ школьников в области науки и технологий Expo-Sciences Vostok 2018. В 2018 году Минпросвещения России совместно с Фондом новых форм развития образования проведен Международный конкурс детских инженерных команд

По инициативе Российской академии наук (РАН) Министерство просвещения Российской Федерации и РАН приступили к реализации пилотного проекта создания опорных школ Российской академии наук, включающего 110 школ их 32 субъектов Российской Федерации. Одна из основных целей создания таких школ — формирование у обучающихся интереса к исследовательской деятельности и навыков ее осуществления, выявление и поддержка детей, проявляющих склонность к научно-исследовательской работе.

В 2019 году Минпросвещения России совместно с Министерством образования Республики Беларусь при поддержке Постоянного комитета Союзного государства планирует проведение конкурса научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века», в котором примут участие дети 14–18 лет из России и Беларуси, проявившие выдающиеся способности в моделировании, конструировании и занимающиеся научно-технической, экспериментальной, изобретательской, проектной инновационной деятельностью

Несмотря на существенные предпосылки для расширения возможностей образовательных организаций по использованию проектной и исследовательской деятельности и достигнутые результаты в развитии и поддержке исследовательской и проектной деятельности обучающихся в Российской Федерации участники «круглого стола» отмечают ряд существенных недостатков ее организации, в первую очередь – отсутствие системности, координации, межуровневого и межведомственного взаимодействия организаторов и кураторов исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Программы вузов, органов управления образованием, организаций дополнительного образования детей, общественных и научных организаций нередко реализуются параллельно, что приводит к распылению ресурсов и снижению эффективности этой работы. Отсутствует системная иерархия конкурсов и конференций исследовательских проектов обучающихся, учет достижений в исследовательской и проектной деятельности при зачислении в вузы практически не предусмотрен.

Учитывая социальную значимость исследовательской и проектной деятельности школьников, важность формирования национальной системы поддержки указанной деятельности для выявления и развития талантливых детей и молодежи, совершенствования системы профориентации обучающихся, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

1. Министерству просвещения Российской Федерации:

совместно с подведомственными организациями, институтами гражданского общества, общественными движениями, некоммерческими организациями разработать комплекс мер по развитию исследовательской и проектной деятельности обучающихся (включающий программно-методическое обеспечение развития исследовательской и проектной деятельности обучающихся, программы профессиональной переподготовки педагогов, модели образовательных мероприятий для обучающихся и педагогов, включая экспертные системы оценки проектов), рассмотреть возможность его реализации в рамках национального проекта «Образование»;

рассмотреть вопрос о создании и ведении федерального реестра конкурсов и научных конференций по отбору талантливых обучающихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью (далее — Реестр), предусмотрев при этом дифференциацию мероприятий Реестра по уровню проведения (школьный, муниципальный, региональный, окружной, федеральный, международный);

проработать вопрос о механизмах отбора наиболее успешных проектов для участия в конкурсах и конференциях более высокого уровня, включая возможность государственной поддержки такого участия;

разработать методики унифицированной оценки результатов исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

разработать механизмы конвертации достижений обучающихся на разных конкурсных мероприятиях с целью создания единой шкалы оценки результатов исследовательской и проектной деятельности на конкурсах и конференциях, входящих в Реестр и системы их учета на федеральном уровне;

разработать систему поощрений педагогов за успехи в организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся, наставничество при подготовке проектов – дипломантов и победителей конкурсов.

2. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации:

с участием Российской академии наук проработать вопрос о введении института наставничества в исследовательской и проектной деятельности обучающихся, методическом обеспечении наставничества и соответствующей подготовке педагогов;

разработать комплекс мер по поддержке международного сотрудничества в области исследовательской и проектной деятельности обучающихся, включая, в том числе, международные профильные смены и каникулярные школы с участием детей и молодежи из зарубежных стран, а также организацию проведения в Российской Федерации программ международных выставок и конференций обучающихся, таких как соревнование молодых учёных Европейского Союза 2022, MILSET Expo-Sciences International 2023 и другие;

проработать вопрос об учете достижений обучающихся в исследовательской и проектной деятельности при зачислении в вузы;

рассмотреть возможность включения в обязательную педагогическую практику, предусмотренную федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации), наставничества в сфере исследовательской и проектной деятельности школьников.

3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Российской академией наук и Российской академией образования рассмотреть возможность поддержки проведения фундаментальных и прикладных исследований в области развития образовательных технологий, основанных на исследовательской и проектной деятельности, в том числе путем включения в государственные задания научных организаций тем, связанных с развитием научно-методической базы исследовательской и проектной деятельности.

4. Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования:

разработать региональные программы развития и поддержки исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

оказывать содействие органам местного самоуправления, общественным организациям педагогических работников, образовательным организациям в поддержке исследовательской и проектной деятельности обучающихся, включая проведение конференций и тематических мероприятий по актуальным вопросам развития указанной деятельности.