«Круглые столы»

«Проблемы реализации задачи по сокращению межрегиональных социально-экономических диспропорций в контексте стратегий пространственного развития и социально-экономического развития Российской Федерации»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 202 от 22 июля 2019 г.)

3 июля 2019 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Проблемы реализации задачи по сокращению межрегиональных социально-экономических диспропорций в контексте стратегий пространственного развития и социально-экономического развития Российской Федерации».

В «круглом столе» приняли участие члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных организаций, специалисты и эксперты.

Заслушав и обсудив выступления, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Одной из основных проблем в сфере социально-экономического развития Российской Федерации является высокий уровень межрегионального социально-экономического неравенства, что обусловливает значительные различия в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в разных регионах.

В разработанной в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р (далее – Стратегия), в качестве цели пространственного развития Российской Федерации определено обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также на обеспечение национальной безопасности страны. При этом в числе задач пространственного развития Российской Федерации в Стратегии поставлена задача по сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, а также по снижению внутрирегиональных социально-экономических различий.

Участники «круглого стола» отмечают следующие проблемы и актуальные задачи в рассматриваемой сфере:

1) закрепленные в Стратегии целевые показатели пространственного развития Российской Федерации не позволяют оценить результаты решения задачи по сокращению различий в уровне экономического развития субъектов Российской Федерации, не относящихся к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации[1];

2) отсутствие документа стратегического планирования Российской Федерации, разработанного в порядке целеполагания, определяющего целевые показатели поэтапного сокращения различий в уровне социально-экономического развития регионов, в том числе на долгосрочный период;

3) необходимость обеспечить взаимную согласованность положений, определяющих цели, задачи, приоритеты, механизмы и мероприятия, направленные на сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, в действующих и разрабатываемых документах стратегического планирования Российской Федерации, в том числе в проектируемой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, а также в документах стратегического планирования субъектов Российской Федерации;

4) необходимость разработки на федеральном уровне планов по созданию новых промышленных производств на конкретных территориях, учитывающих цели, приоритеты и задачи пространственного развития Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

5) необходимость выработки новых эффективных форм и методов управления развитием не относящихся к крупным и крупнейшим городским агломерациям и минерально-сырьевым центрам территорий на основе использования их социально-экономического потенциала;

6) необходимость укрепления единства экономического пространства Российской Федерации путем формирования новых транспортных коридоров и логистических центров;

7) необходимость дальнейшего совершенствования системы межбюджетных отношений в направлении содействия сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.

Заслушав и обсудив выступления, рассмотрев представленные материалы, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации:

принять участие в работе над проектами федеральных законов, предусмотренными проектируемым планом мероприятий по реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года (далее – проект плана мероприятий по реализации Стратегии).

2. Правительству Российской Федерации:

1) при разработке проекта стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период закрепить в числе задач социально-экономического развития Российской Федерации задачи по сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, снижению внутрирегиональных социально-экономических различий, совершенствованию системы расселения на территории Российской Федерации, а также систему целевых показателей (с разбивкой на этапы) для оценки динамики и промежуточных результатов решения указанных задач, в том числе показателей, отражающих сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации;

2) продолжить совершенствование мер и механизмов государственной поддержки субъектов Российской Федерации на основе принципа дифференцированного подхода к направлениям и мерам государственной поддержки социально-экономического развития территорий с учетом демографической ситуации, особенностей системы расселения, уровня и динамики развития экономики и специфических природных условий, а также с учетом необходимости стимулирования экономических кооперационных связей, межрегионального и межмуниципального сотрудничества, способствующих сбалансированному развитию единого экономического пространства страны;

3) предусмотреть в разрабатываемом проекте плана мероприятий по реализации Стратегии мероприятия по поддержке развития приграничных геостратегических территорий, не входящих в перечень приоритетных геостратегических территорий;

4) рассмотреть вопрос о ежегодной индексации объема дотаций бюджетам закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом их безопасного функционирования, распределяемых бюджетам закрытых административно-территориальных образований из федерального бюджета, в том числе увеличении средств на компенсацию дополнительных расходов, связанных с развитием и поддержкой социальной и инженерной инфраструктуры;

5) инициировать рассмотрение в рамках деятельности Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации вопроса о подготовке регулярных (один раз в 3–5 лет) федеральных докладов о решении задачи сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и снижения внутрирегиональных социально-экономических различий.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации:

1) разработать систему целевых показателей, отражающих поэтапное сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации;

2) при разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений, связанных с созданием и поддержкой развития городских агломераций, а также при разработке предложений по корректировке документов стратегического планирования в сфере государственной региональной политики Российской Федерации предусмотреть в них меры по совершенствованию системы расселения, предусматривая, в том числе меры по обеспечению устойчивого прироста численности постоянного населения в Дальневосточном макрорегионе, в Арктической зоне Российской Федерации;

3) обеспечить при подготовке проектов нормативных правовых актов и других документов, предусмотренных планом мероприятий по реализации Стратегии, меры, направленные на предотвращение увеличения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации вследствие оказания государственной поддержки развития перспективных крупных центров экономического роста.

4. Министерству финансов Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о разработке дополнительных мер по выравниванию бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и сокращению чрезмерного различия в уровне бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения, предусматривая совершенствование порядка определения минимально необходимых для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований объемов финансирования для последующего учета потребности в финансировании указанных обязательств за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

5. Российской академии наук во взаимодействии с профильными научными организациями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

1) разработать предложения по новым эффективным формам и методам управления развитием не входящих в городские агломерации территорий на основе использования их социально-экономического потенциала;

2) разработать научно обоснованные целевые показатели и методики, позволяющие оценить динамику, промежуточные результаты решения задач и достижения целей пространственного развития Российской Федерации, в том числе задач по сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, снижению внутрирегиональных социально-экономических различий, а также по совершенствованию системы расселения (в долгосрочной перспективе);

3) разработать предложения по организации осуществления на постоянной основе мониторинга решения задачи по сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, а также снижению внутрирегиональных социально-экономических различий;

4) продолжить работу по совершенствованию научно-экспертного обеспечения функционирования и развития системы стратегического планирования в Российской Федерации, предусматривая расширение привлечения научных организаций Российской академии наук для анализа и экспертизы проектов документов стратегического планирования Российской Федерации, в том числе отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации в ведущих секторах экономики страны и проектов решений в сфере государственной политики регионального развития Российской Федерации.

6Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) принимать меры, направленные на обеспечение взаимосвязанности и согласованности документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне муниципальных образований, с документами стратегического планирования Российской Федерации, документами стратегического планирования субъектов Российской Федерации;

2) изучать имеющийся положительный опыт других субъектов Российской Федерации по решению задачи по снижению внутрирегиональных социально-экономических различий и использовать его для разработки и реализации комплекса собственных мер по решению указанной задачи.


[1] В приложении № 5 к Стратегии закреплены два целевых показателя, косвенно отражающих меру решения задачи по сокращению межрегиональных диспропорций социально-экономического развития регионов: 1) отношение среднедушевого валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, относящихся к приоритетным геостратегическим территориям (кроме Арктической зоны), к среднероссийскому значению; 2) межрегиональная дифференциация индекса человеческого развития по отношению к уровню 2017 года.