«Круглые столы»

«Об итогах реализации мер по обеспечению жилыми помещениями лиц, проживающих в непредназначенных для этого строениях, предоставленных им в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 202 от 22 июля 2019 года)

Участники «круглого стола», проведенного 4 июля 2019 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, обсудили вопросы реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 (далее – государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»), по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания (2018–2025 годы), а также по переселению граждан из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока (2020–2025 годы).

Мероприятие по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали, начиная с 1993 года предусматривалось в государственной целевой программе «Жилище» (1993–2000 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 года № 595, а в дальнейшем – с 2000 года в федеральной целевой программе «Жилище» на 2000–2010 годы», федеральной целевой программе «Жилище» на 2011–2015» годы, федеральной целевой программе «Жилище» на 2015–2019 годы».

В реализации данного мероприятия приняли участие четыре субъекта Российской Федерации, часть территории которых располагается в зоне Байкало-Амурской магистрали: Республика Бурятия, Забайкальский край, Амурская область, Иркутская область (далее – участники мероприятия, регионы).

Следует отметить, что на 1 января 2010 года в признанном непригодным для проживания ветхом и аварийном жилищном фонде, расположенном в зоне Байкало-Амурской магистрали, общей площадью 828,6 тыс. кв. метров проживало 15 тыс. семей (40,5 тыс. человек)[1], а по состоянию на 1 января 2015 года в таком жилищном фонде проживало около 10 тыс. семей[2]. Инвентаризация списков граждан, проведенная в конце 2018 года показала, что в соответствии с установленными требованиями нуждающимися в переселении признано 3335 семей (9815 граждан)[3].

Начиная с 2011 года, в федеральной целевой программе «Жилище» на 2011–2015 годы», а также — «Жилище» на 2015–2020 годы» данное мероприятие именовалось как «переселение граждан из расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов и многоквартирных домов, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции». Реализация данного мероприятия проводилась посредством соответствующих региональных и муниципальных программ при оказании финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета.

Однако проведенное в 2014 году Счетной палатой Российской Федерации контрольное мероприятие «Проверка целевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа, в рамках федеральной целевой программы „Жилище“ на 2011–2015 годы» в органах исполнительной власти Амурской области, Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края, Минрегионе России, Росстате и Минстрое России»[4] выявило ряд проблем институционального и практического характера, оказывающих негативное влияние на эффективность реализации мероприятия. В частности, было подчеркнуто, что остро стоящая проблема переселения граждан из временных строений, возведенных в ходе промышленного освоения территории в зоне Байкало-Амурской магистрали, в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы» не решается.

В целях решения обозначенной проблемы был разработан Комплекс мер по обеспечению жилыми помещениями лиц, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье[5], ответственными за реализацию которого были назначены Минвостокразвития России и Минстрой России. Однако направленные руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации – участников мероприятия рекомендации активизировать работу по признанию временных строений жилыми помещениями, а затем – непригодными для проживания в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на практике привели к ситуации, когда временные строения (вагончики, бараки и другие) массово признавались жилыми помещениями и переводились в жилищный фонд муниципальных образований. Ярким примером сложившейся ситуации является территория Амурской области, располагающаяся в зоне Байкало-Амурской магистрали, в которой по состоянию на 1 января 2019 года во временных строениях, признанных в предыдущие годы жилыми помещениями, проживает 3000 семей[6].

Наряду с этим, отсутствие системного учета лиц, которым предоставлялись временные помещения в период строительства Байкало-Амурской магистрали, а также целевых мероприятий по их переселению, привело к тому, что проводимое в регионах переселение граждан по данным основаниям осуществлялось за счет различных источников финансирования. В частности, такое переселение граждан осуществлялось в рамках мероприятий федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009–2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 года № 365, в рамках жилищной политики, проводимой открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в отношении своих работников, а также в соответствии с региональными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, при финансовой поддержке государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

За период реализации этого мероприятия с 2011 по 2018 год было переселено 3 тысячи 525 семей. При этом общий объем финансирования составил 6 млрд. 122 млн. 159 тыс. рублей, из которых 2 млрд. 675 млн. 518 тыс. рублей – средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Однако с 1 января 2018 года реализация федеральной целевой программы «Жилище» на 2015–2020 годы» была досрочно прекращена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации».

В настоящее время мероприятие по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания (далее – мероприятие по переселению из жилья, признанного непригодным для проживания), предусмотрено в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», и рассчитано на период с 2018 по 2025 годы.

Общий объем финансирования мероприятия по переселению из жилья, признанного непригодным для проживания, в 2019 году составляет 709 177,4 тыс. рублей, что на 370 175,2 тыс. рублей больше, чем в 2018 году (304 138,1 тыс. рублей). Незначительное увеличение объема финансирования мероприятия по переселению из жилья, признанного непригодным для проживания, позволит в 2019 году переселить 307 семей граждан, что на 87 семей больше, чем было переселено в 2018 году.

При этом в течение 2019 года переселению по каждому субъекту Российской Федерации, участвующему в мероприятии, подлежат:

по Республике Бурятия – 120 семей (в 2018 г. – 167 семей);

в Забайкальском крае – 16 семей (в 2018 г. – 10 семей);

в Амурской области – 46 семей (в 2018 г. – 24 семьи);

в Иркутской области – 125 семей (в 2018 г. – 19 семей).

Наряду с этим, итоги проведенной в 2018 году работы по инвентаризации жилых помещений, расположенных на территориях Республики Бурятии, Забайкальском крае, Амурской и Иркутской областях, и по уточнению списка граждан – участников мероприятия по переселению граждан из непригодных для проживания жилых помещений в зоне Байкало-Амурской магистрали показали, что переселению из ветхого и аварийного жилья в этой зоне подлежат 3335 семей (9815 граждан), что превышает ранее предоставленные данные на 1087 человек[7].

Таким образом, количество семей, подлежащих переселению по каждому субъекту Российской Федерации в период 2020–2024 годов, составляет:

в Республике Бурятия – 1450 семей;

в Забайкальском крае – 192 семьи;

в Амурской области – 935 семей;

в Иркутской области – 758 семей.

По информации Минстроя России[8], в целях ликвидации накопленной очереди министерство подготовило предложения по увеличению объема финансирования мероприятия по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 22 июня 2017 года № Пр-1180 по итогам специальной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным», состоявшейся 15 июня 2017 года (далее – перечень поручений Президента Российской Федерации) был разработан Комплекс мер по обеспечению жилыми помещениями граждан Российской Федерации, проживающих в непредназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения районов Сибири и Дальнего Востока[9] (далее – Комплекс мер № 501-р).

Заинтересованность в реализации установленного Комплекса мер № 501-р выразили девять субъектов Российской Федерации: Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Красноярский край, Амурская область, Иркутская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ. Таким образом, в число субъектов Российской Федерации, заинтересованных в реализации данного мероприятия, были также включены регионы, которые принимают участие в мероприятии по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания.

В целях подготовки расчетной потребности финансового обеспечения реализации нового мероприятия и в соответствии с пунктом 4 Комплекса мер № 501-р исполнительные органы государственной власти вышеуказанных регионов представили в Минстрой России списки граждан, проживающих в непредназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения районов Сибири и Дальнего Востока, утвержденные руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и согласованные с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – списки граждан). Согласно информации Минстроя России[10], предварительно к данной категории граждан было отнесено 32 937 человек (9166 семей). На основании этих данных была определена расчетная потребность в финансовом обеспечении мероприятия в размере 26 843 110,0 тыс. рублей.

В целях исключения дублирования мер государственной поддержки с другими механизмами обеспечения жильем граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение 2018 года Минстроем России были разработаны критерии отнесения граждан к новой категории, на основании которых субъектами Российской Федерации – участниками Комплекса мер № 501-р была проведена инвентаризация ранее составленных списков граждан. Следует отметить, что в результате проведенной инвентаризации количество граждан новой категории, отвечающих разработанным критериям, составило 2676 человек (931 семья), что значительно меньше предварительно представленных данных (сокращение составило 30 261 человека (8235 семей). При этом одним из критериев является факт проживания гражданина не в жилом помещении, а в непредназначенном для проживания строении. С учетом ранее проведенной в зоне Байкало-Амурской магистрали работы по признанию временных строений жилыми[11] Республика Бурятия, Амурская область, Тюменская область и Ямало-Ненецкий автономный округ, заинтересованные в ликвидации временных строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, не смогут принять участие в новом отдельном мероприятии.

В настоящее время отдельное мероприятие по переселению граждан из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, предусмотрено в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и рассчитано на период с 2020 года по 2025 год.

Минстроем России подготовлен и направлен на согласование в заинтересованные органы исполнительной власти проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий дополнение государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на софинансирование мероприятия по обеспечению жилыми помещениями граждан Российской Федерации, проживающих в непредназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения районов Сибири и Дальнего Востока.

Согласно представленной информации, субсидия сможет направляться на строительство жилых помещений для предоставления гражданам, соответствующим установленным критериям, или на предоставление указанным гражданам социальных выплат на приобретение жилых помещений.

 

Участники «круглого стола», всесторонне обсудив актуальные вопросы реализации мероприятия по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, а также вопросы подготовки реализации мероприятия по переселению граждан из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, отметили ряд проблем, требующих разрешения:

1) недостаточность финансового обеспечения мероприятия по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, приводит к затягиванию решения поставленной задачи;

2) отсутствие мониторинга реализации мероприятия по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, предусматривающего возможность отслеживания динамики переселения граждан и эффективности использования предоставленных ресурсов, не позволяет отразить достоверную картину показателей результативности такого мероприятия и достоверно рассчитать необходимый объем финансирования;

3) применение различных показателей результативности использования предоставленных субсидий (количество семей и (или) количество граждан) для переселения граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, приводит к ошибкам при определении объема необходимого для переселения жилья и расчете требуемых финансовых средств;

4) установленная средняя рыночная стоимость квадратного метра жилого помещения для зоны Байкало-Амурской магистрали не позволяет в рамках мероприятия по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, обеспечить покрытие затрат на строительство жилых помещений в том же муниципальном образовании (населенном пункте), на территории которого осуществляется переселение граждан;

5) отсутствие необходимого количества жилых помещений в населенных пунктах, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, которые соответствуют требованиям жилищного законодательства в части равноценности и их возможного предоставления в рамках мероприятия по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, затягивает процесс переселения и приводит к невозможности освоения выделенных средств в установленный период;

6) недостаточность действующих механизмов, позволяющих осуществлять в рамках переселения граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, оперативное переселение, в том числе в иные муниципальные образования субъекта Российской Федерации, приводит к затягиванию процесса переселения;

7) при желании граждан данной категории выехать на постоянное место жительства в иные субъекты Российской Федерации с благоприятными природно-климатическими условиями размер социальной выплаты, предоставляемой им в рамках данного мероприятия, не позволяет обеспечить строительство и (или) приобретение жилого помещения на территории выбранного региона;

8) отсутствие установленного порядка выселения лиц из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали и признанных непригодными для проживания и из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, а также порядка ликвидации таких строений, создает предпосылки для возможного повторного заселения таких строений и невозможности использования освободившихся земельных участков для целей жилищного строительства, строительства социальных объектов и (или) благоустройства территорий населенных пунктов;

9) предоставляемый за счет средств федерального бюджета объем финансирования мероприятия по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, не позволяет обеспечить снос таких объектов и рекультивацию освободившихся земельных участков;

10) применяемые для реализации мероприятия по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, критерии признания жилого помещения непригодным для проживания, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», не могут быть использованы для признания аварийными некоторых индивидуальных строений, признанных жилыми помещениями, и отнести их к аварийным объектам, что впоследствии не позволяет обеспечить расселение такого строения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

11) при проведении органами местного самоуправления систематической инвентаризации строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, происходит постоянное выявление новых строений, в большинстве случаев относящихся к бесхозяйному имуществу, что свидетельствует о бесконтрольном вовлечении таких объектов в гражданский оборот (обмен, продажа, перепродажа, передвижение по территории) и приводит к рискам постоянного роста расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по переселению граждан из таких строений и их ликвидации;

12) отсутствие информационной открытости и прозрачности реализации региональных программ по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, региональных программ по переселению граждан из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, способно привести к росту социальной напряженности на территориях субъектов Российской Федерации.

С учетом изложенного, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

ускорить рассмотрение и принятие проекта федерального закона № 503785–7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд).

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. Рассмотреть вопрос об увеличении объема финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятия по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в целях завершения срока его реализации до 2022 года.

2.2. Рассмотреть вопрос о наделении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации полномочием по осуществлению мониторинга мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, а также по переселению граждан из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, предусмотренных в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», и координацию соответствующей деятельности, осуществляемой в субъектах Российской Федерации.

3. Министерству финансов Российской Федерации:

поддержать предложение Минстроя России о дополнительном увеличении бюджетных ассигнований, предоставляемых на реализацию мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в размере 2074071,6 тыс. рублей на 2020 год, 2240188,0 тыс. рублей на 2021 год, 2350387,8 тыс. рублей на 2022 год при определении бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

4. Счетной палате Российской Федерации:

обеспечить сопровождение рассмотрения и учета Министерством финансов Российской Федерации предложений Минстроя России о дополнительном увеличении бюджетных ассигнований, предоставляемых на реализацию мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в размере 2074071,6 тыс. руб. на 2020 год, 2240188,0 тыс. руб. на 2021 год, 2350387,8 тыс. руб. на 2022 год при определении бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

5. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

5.1. Рассмотреть вопрос о включении в федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда» мероприятий по переселению граждан из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока.

5.2. Принять необходимые меры для закрепления в нормативном правовом акте Российской Федерации критериев отнесения граждан Российской Федерации к категории граждан, проживающих в непредназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения районов Сибири и Дальнего Востока.

5.3. Рассмотреть вопрос о применении фактической стоимости одного квадратного метра жилого помещения при расчете размера субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятия по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, мероприятия по переселению граждан из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, в целях формирования дополнительных условий для увеличения объема строительства новых жилых помещений, в том числе завершения ранее начатого строительства.

5.4. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции (приложение № 8 к государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»), предусматривающих:

предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской и Иркутской областей на софинансирование мероприятий по сносу жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции, и рекультивацию соответствующих земельных участков;

установление положения, закрепляющего требование о предоставлении гражданам жилого помещения или социальной выплаты на приобретение жилого помещения только в случае, если такие граждане не являются собственниками иных жилых помещений.

5.5. Рассмотреть вопрос о разработке дополнительных механизмов переселения граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, в целях обеспечения возможности приобретения для таких граждан жилых помещений на территориях иных субъектов Российской Федерации с благоприятными природно-климатическими условиями проживания.

5.6. Разработать информационно-разъяснительные материалы для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляющих реализацию региональных программ и (или) программ муниципальных образований по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, предусматривающие следующие положения:

о порядке признания непригодными для проживания жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, в целях недопущения дублирования мер государственной поддержки, предоставляемой субъектам Российской Федерации в рамках иных мероприятий государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

о порядке применения критериев признания жилого помещения непригодным для проживания, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», к индивидуальным строениям, не соответствующим установленным критериям аварийности, но расположенным на земельном участке, в отношении которого проводится ликвидация ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали;

о критериях отнесения граждан к лицам, проживающим в жилых помещениях, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали и признанных непригодными для проживания, и порядке ведения их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках реализации соответствующей региональной программы;

о порядке переселения лиц, проживающих в жилых помещениях, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали и признанных непригодными для проживания, в иные населенные пункты в границах данного субъекта Российской Федерации либо в иные субъекты Российской Федерации с благоприятными природно-климатическими условиями;

о порядке одновременного переселения (выселения) лиц, обладающих правом на предоставление мер государственной поддержки в рамках различных мероприятий государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и проживающих в одном жилом помещении, в целях одномоментной ликвидации такого помещения и недопустимости его повторного заселения;

о порядке ликвидации расселенных жилых помещений и использования освободившихся земельных участков для целей жилищного строительства, строительства социальных объектов и (или) благоустройства территорий населенных пунктов;

о порядке обеспечения информационной открытости и прозрачности реализации региональных программ по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали и признанных непригодными для проживания.

5.7. Разработать комплексные предложения, направленные на обеспечение реализации в субъектах Российской Федерации сноса и ликвидации непредназначенных для проживания строений, недопущения их повторного использования для целей проживания, при реализации мероприятия по переселению граждан из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока.

6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованных в реализации мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, а также по переселению граждан из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока:

6.1. Внести изменения в государственные программы субъектов Российской Федерации в целях реализации с 2020 года мероприятий по переселению граждан из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока.

6.2. Обеспечить ежегодное проведение в первом квартале текущего года инвентаризации списков граждан, обладающих правом на переселение из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали и признанных непригодными для проживания, списков граждан, обладающих правом на переселение из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, и представление в Минстрой России сведений о количестве состоящих на учете семей граждан, относящихся к данным категориям, а также расчетной потребности финансового обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с установленными нормативами обеспечения жилой площадью и стоимостью одного квадратного метра жилого помещения.

6.3. Обеспечить проведение инвентаризации полномочий органов местного самоуправления, осуществляемых в рамках мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали и признанных непригодными для проживания, включая вопросы ликвидации (сноса) таких объектов, и анализа достаточности финансового обеспечения таких полномочий.

6.4. Провести расчет финансовой потребности субъекта Российской Федерации, необходимой для обеспечения сноса и ликвидации жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали и признанных непригодными для проживания, а также непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока.

6.5. Обеспечить открытость и доступность для граждан информации о реализации на территории субъекта Российской Федерации региональной программы по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, региональной программы по переселению граждан из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока.


[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе „Жилище“ на 2011–2015 годы».

[2] Паспорт подпрограммы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015–2020 годы.

[3] Письмо заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 мая 2019 года № 18022-НС/05 (ответ на запрос Комитета от 16 апреля 2019 года № 3.2–2506/1064).

[4] Представление Счетной палаты Российской Федерации от 19.09.2014 № ПР 13–281/13–03.

[5] Комплекс мер по обеспечению жилыми помещениями лиц, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.01.2014 № 28-р.

[6] Письмо заместителя председателя правительства Амурской области от 21.06.2019 № 01–1–2973 (ответ на запрос Комитета от 28 мая 2019 года № 3.2–11/1464).

[7] Письмо заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 мая 2019 года № 18022-НС/05 (ответ на запрос Комитета от 16 апреля 2019 года № 3.2–2506/1064).

[8] Письмо заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 мая 2019 года № 18022-НС/05 (ответ на запрос Комитета от 16 апреля 2019 года № 3.2–2506/1064).

[9] Комплекс мер по обеспечению жилыми помещениями граждан Российской Федерации, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения районов Сибири и Дальнего Востока, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 501-р.

[10] Письмо заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ответ на запрос Комитета от 23.08.2018 № 3.2–25/2099).

[11] В рамках мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне БАМа.