«Круглые столы»

«Актуальные вопросы совершенствования нормативного правового регулирования в сфере санаторно-курортного лечения и системы медицинской реабилитации как метода профилактики инвалидизации граждан трудоспособного возраста: опыт регионов»

Рекомендации

Утверждены
решением Комитета Совета Федерации
по социальной политике
от 21 мая 2019 года

Отмечая важность и актуальность обсуждаемых проблем совершенствования нормативного правового регулирования в сфере санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации в Российской Федерации, заслушав доклад, выступления и с учетом состоявшего обсуждения, участники «круглого стола» рекомендуют:

1). Правительству Российской Федерации

В целях успешной реализации целей Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации рассмотреть возможность создания Агентства по вопросам санаторно-курортного комплекса Российской Федерации;

рассмотреть возможность дополнения Национального проекта «Здравоохранение» мероприятиями, направленными на развитие медицинской реабилитации;

внести изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации в части:

признания санаторно-курортной услуги социально значимым видом деятельности;

рассмотреть возможность снижения совокупной налоговой нагрузки на санаторно-курортные организации, а также возможность включения в налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц стоимости оказанных и оплаченных санаторно-курортных услуг в полном объеме (включая проживание и питание);

2).1 Министерству здравоохранения Российской Федерации:

Провести общественное обсуждение плана реализации Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации;

внедрить в практику новые модели, системы организации медицинской реабилитации на основе мульти дисциплинарного подхода, соответствующей тем новым медицинским технологиям, которые используются на современном этапе;

обеспечить подготовку кадров по медицинской реабилитации в соответствии с новыми профессиональными стандартами;

обеспечить разработку и внедрение в программы непрерывного медицинского образования для первичного звена здравоохранения циклов подготовки и переподготовки по медицинской реабилитации, в том числе и в условиях санаторно-курортных организаций;

2).2 Совместно с профессиональным сообществом:

разработать стандарты санаторно-курортного лечения с учетом клинических рекомендаций;

разработать клинические рекомендации и протоколы санаторно-курортного лечения, основанные на применении природных лечебных физических факторов применительно к имеющимся лечебно-оздоровительным местностям и курортам;

разработать модели пациентов, включенных в медицинскую реабилитацию, с целью формирования клинико-статистических групп и написания клинических рекомендаций по реабилитации, в том числе и в условиях санаторно-курортных организаций;

внести в Порядки оказания медицинской помощи населению по профилям положение о медицинской, социальной и профессиональной реабилитации граждан;

внедрить системы оценки эффективности реабилитации, в том числе с учетом Международной классификации функционирования и ограничения жизнедеятельности (за исключением кардиореабилитации);

рассмотреть целесообразность выделения кардиореабилитации в отдельный вид специализированной медицинской помощи с последующим внесением изменений в нормативные правовые акты и подготовкой «дорожной карты» по внедрению третьего этапа кардиореабилитации в субъектах Российской Федерации, а также предложений по совершенствованию кардиореабилитационной помощи, включая вопросы ее финансирования вне рамок санаторно-курортного лечения;

разработать на базе реестра санаторно-курортного фонда автоматизированную систему поддержки врачебных решений при направлении пациентов амбулаторно-поликлинических и стационарных медицинских организаций на реабилитацию (3 этап) и санаторно-курортное лечение;

разработать интерактивную карту курортов Российской Федерации, а также карту реабилитационных центров по нозологиям для использования населением в свободном доступе;

3). Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по туризму

рассмотреть возможность разработки и внедрения системы категорирования санаторно-курортных организаций, реабилитационных центров на основе интегральных показателей оказания медицинских и сервисных услуг;

4). Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации

Разработать механизм по урегулированию проблемы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан на санаторно-курортное лечение, а также проезд к месту лечения и обратно.

5). Министерству Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Проработать вопрос о внесении изменений в Федеральный закон в Федеральный закон от 29 июля 2017 года №214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» в части освобождения от уплаты курортного сбора военнослужащих, ветеранов военной службы и членов их семей, пребывающих на реабилитацию и санаторно-курортное лечение в ведомственные санатории.

6). Руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

обеспечить взаимодействие по научно-методическим вопросам в сфере санаторно-курортного дела и медицинской реабилитации с ФГБУ «Национальный медицинский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России;

провести пилотные проекты по организации медицинской реабилитации, в том числе детей;

включить в государственные программы развития субъектов Российской Федерации мероприятия по развитию медицинской реабилитации;

рассмотреть возможность снижения ставки земельного налога для санаторно-курортных организаций и реабилитационных центров.