Рекомендации
Утверждены
решением Комитета Совета Федерации
по социальной политике
от 21 мая 2019 года
Отмечая важность и актуальность обсуждаемых проблем совершенствования нормативного правового регулирования в сфере санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации в Российской Федерации, заслушав доклад, выступления и с учетом состоявшего обсуждения, участники «круглого стола» рекомендуют:
1). Правительству Российской Федерации
В целях успешной реализации целей Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации рассмотреть возможность создания Агентства по вопросам санаторно-курортного комплекса Российской Федерации;
рассмотреть возможность дополнения Национального проекта «Здравоохранение» мероприятиями, направленными на развитие медицинской реабилитации;
внести изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации в части:
признания санаторно-курортной услуги социально значимым видом деятельности;
рассмотреть возможность снижения совокупной налоговой нагрузки на санаторно-курортные организации, а также возможность включения в налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц стоимости оказанных и оплаченных санаторно-курортных услуг в полном объеме (включая проживание и питание);
2).1 Министерству здравоохранения Российской Федерации:
Провести общественное обсуждение плана реализации Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации;
внедрить в практику новые модели, системы организации медицинской реабилитации на основе мульти дисциплинарного подхода, соответствующей тем новым медицинским технологиям, которые используются на современном этапе;
обеспечить подготовку кадров по медицинской реабилитации в соответствии с новыми профессиональными стандартами;
обеспечить разработку и внедрение в программы непрерывного медицинского образования для первичного звена здравоохранения циклов подготовки и переподготовки по медицинской реабилитации, в том числе и в условиях санаторно-курортных организаций;
2).2 Совместно с профессиональным сообществом:
разработать стандарты санаторно-курортного лечения с учетом клинических рекомендаций;
разработать клинические рекомендации и протоколы санаторно-курортного лечения, основанные на применении природных лечебных физических факторов применительно к имеющимся лечебно-оздоровительным местностям и курортам;
разработать модели пациентов, включенных в медицинскую реабилитацию, с целью формирования клинико-статистических групп и написания клинических рекомендаций по реабилитации, в том числе и в условиях санаторно-курортных организаций;
внести в Порядки оказания медицинской помощи населению по профилям положение о медицинской, социальной и профессиональной реабилитации граждан;
внедрить системы оценки эффективности реабилитации, в том числе с учетом Международной классификации функционирования и ограничения жизнедеятельности (за исключением кардиореабилитации);
рассмотреть целесообразность выделения кардиореабилитации в отдельный вид специализированной медицинской помощи с последующим внесением изменений в нормативные правовые акты и подготовкой «дорожной карты» по внедрению третьего этапа кардиореабилитации в субъектах Российской Федерации, а также предложений по совершенствованию кардиореабилитационной помощи, включая вопросы ее финансирования вне рамок санаторно-курортного лечения;
разработать на базе реестра санаторно-курортного фонда автоматизированную систему поддержки врачебных решений при направлении пациентов амбулаторно-поликлинических и стационарных медицинских организаций на реабилитацию (3 этап) и санаторно-курортное лечение;
разработать интерактивную карту курортов Российской Федерации, а также карту реабилитационных центров по нозологиям для использования населением в свободном доступе;
3). Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по туризму
рассмотреть возможность разработки и внедрения системы категорирования санаторно-курортных организаций, реабилитационных центров на основе интегральных показателей оказания медицинских и сервисных услуг;
4). Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации
Разработать механизм по урегулированию проблемы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан на санаторно-курортное лечение, а также проезд к месту лечения и обратно.
5). Министерству Российской Федерации по делам Северного Кавказа
Проработать вопрос о внесении изменений в Федеральный закон в Федеральный закон от 29 июля 2017 года №214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» в части освобождения от уплаты курортного сбора военнослужащих, ветеранов военной службы и членов их семей, пребывающих на реабилитацию и санаторно-курортное лечение в ведомственные санатории.
6). Руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечить взаимодействие по научно-методическим вопросам в сфере санаторно-курортного дела и медицинской реабилитации с ФГБУ «Национальный медицинский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России;
провести пилотные проекты по организации медицинской реабилитации, в том числе детей;
включить в государственные программы развития субъектов Российской Федерации мероприятия по развитию медицинской реабилитации;
рассмотреть возможность снижения ставки земельного налога для санаторно-курортных организаций и реабилитационных центров.