«Круглые столы»

«Законодательное обеспечение инжинирингового подхода при внедрении цифровых технологий»

Член Комитета СФ по экономической политике Юрий Важенин Важенин
Юрий Иванович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Важенин Юрий Иванович
провел «круглый стол» на тему «Законодательное обеспечение инжинирингового подхода при внедрении цифровых технологий» в котором приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти. руководители проектных организаций, эксперты в области инжиниринга.

В рамках мероприятия участники обсудили вопросы совершенствования законодательной базы в области оказания технических консультационных услуг при внедрении новых цифровых технологий, связанных с разработкой и подготовкой производственного процесса и реализации готовой продукции.

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 28 мая 2019 года (Протокол № 177)

Комитет Совета Федерации по экономической политике с участием членов Совета Федерации, представителей Государственной Думы, представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, Государственных корпораций, общественных объединений, представителей науки и бизнеса провел «круглый стол» на тему: «Законодательное обеспечение инжинирингового подхода при внедрении цифровых технологий».

Заслушав и обсудив доклады и выступления, а также поступившие в ходе обсуждения предложения и замечания участники «круглого стола» отмечают следующее.

В рамках задач поставленных Президентом Российской Федерации была принята государственная программа «Цифровая экономика».

Цифровая экономика – термин, означающий направление создания и внедрения информационно-компьютерных технологий, предназначенных для повышения эффективности управления материальным производством, а также повышения качества жизни в части удовлетворения физических и духовных потребностей человека.

Совокупность информационно-компьютерных технологий, объединенных термином цифровая экономика, можно представить в виде пирамиды, в основании которой – технический перевод информации на электронные носители, в середине – системы автоматизированного управления производственными процессами, а на вершине – нейросетевые технологии и разработки искусственного интеллекта.

Программа цифровизации включает несколько направлений – этапов, начиная от перевода накопленной и поступающей информации с бумажных, фото или иных носителей на машинные и создания упорядоченных электронных баз данных, до создания математических моделей поведения сложных систем, в том числе на основе искусственных нейронных сетей.

Инжиниринг (инженер по франц. — изобретатель) направление по разработке оптимальных и оригинальных технических и технологических (логистических) решений, обеспечивающих экономное, рациональное использование материально-технических ресурсов для достижения наилучших результатов.

Инжиниринговый подход при внедрении цифровых технологий призван обеспечить рациональность, целесообразность и эффективность процессов разработки и внедрения, что в свою очередь должно повлиять на систему (архитектуру) распределения ресурсов и необходим он, в первую очередь, для того, чтобы избежать распыления сил и средств, запланированных на цифровизацию.

Инжиниринг, как средство разработки оптимальных и/или оригинальных технических и организационных решений, может применяться практически ко всем направлениям цифровизации, начиная с первого – оцифровывания текстовой или иной информации.

С развитием цифровизации инжиниринг в России приобрел новые возможности и, несомненно, должен быть интегрирован в мероприятия по созданию цифровой платформы и цифровых технологий. Вопрос включения в процессы цифровизации уже созданных в России наработок в области инжиниринга актуален и в свете того, что рынок инжиниринговых услуг со своими стандартами качества в России с каждым годом набирает обороты, вытесняя иностранных конкурентов.

Так, согласно мировому рейтингу QS World University Rankings by Subject, МГУ имени Ломоносова вошел в топ-100 лучших вузов мира по четырем из пяти расширенных предметных областей, в частности, 57-ю позицию главный университет страны занял в области «Инжиниринг и технологии». Это вселяет надежду на создание в России современной высокотехнологической инфраструктуры, которая позволит стране ускорить экономический рост.

Основными игроками на рынке независимых инжиниринговых компаний являются США и страны Европы. С развитием технологий цифрового проектирования и реализацией сложных инфраструктурных проектов мировой рынок инжиниринга продолжает постоянно расти. Сегодня он составляет примерно 750 млрд долл. США ежегодно и, по прогнозам, к 2020 г. достигнет $1,4 трлн.

Отставание России, в первую очередь, связано с ситуацией в области стандартизации. С большим трудом шла адаптация к международным стандартам, системам менеджмента качества ИСО. Что впрочем, легко объяснимо отсутствием у российских организаций средств на их внедрение и стойкое неприятие самой идеи создания системы менеджмента качества на предприятии, которое связано с так нелюбимым советским ОТК.

Несмотря на некоторые сложности в экономике, рынок инжиниринга в этом году показал очень серьезный рост. В первую очередь это связано со спросом, который стимулируется запущенными в России крупными проектами, госпрограммами по обновлению и развитию инфраструктуры, импортозамещению, цифровизации экономики. В целом, это говорит о переходе страны от модели роста потребления к модели роста промышленного производства — и это правильно.

Первыми, кто включился в глобальный рынок инжиниринга, стали электроэнергетики. Следующей сферой после электроэнергетики стала нефтяная отрасль, где сейчас в основном применяются EPC-контракты, предполагающие оказание подрядчиком полного комплекса услуг при строительстве объектов – от проектирования до пуско-наладки.

Главные точки роста ожидаются в нефтегазовом секторе, развитие которого идет от продажи углеводородного сырья к его глубокой переработке. Цифровизация производственных процессов по данным Газпром нефть позволила сократить издержки на добычу нефти и газа на 10–15%. Вместе с тем, значительная доля российского рынка инжиниринга принадлежит крупным компаниям, способным работать с масштабными и капиталоемкими проектами государства и крупных компаний.

В России из года в год идет рост объемов промышленного строительства, накоплен громадный опыт строительства от предыдущих поколений, который не используется в достаточной мере, в том числе из‑за отсутствия этого опыта в цифровой виде. Несмотря на рост объемов промышленного строительства, инжиниринговым и строительным компаниям этот опыт недоступен, как недоступен он и производителям.

Важным вкладом со стороны инжиниринга в развитие отечественного производства оборудования и материалов является сбор и анализ опыта эксплуатации оборудования и материалов. Результатом такой деятельности будет являться более точный и качественный подбор оборудования и материалов в процессе проектирования промышленных объектов. Использование оборудования и материалов, имеющих опыт эксплуатации будет дополнительным фактором снижения аварийности производственных объектов, более качественной оценке рисков на всем жизненном цикле промышленного объекта, практического применения методологии HAZOP.

Между тем, в Европе реализован такой механизм сбора и доступа к опыту эксплуатации. Например, проект EPIM Норвежского Директората.

Создание банков знаний по опыту эксплуатации оборудования и материалов позволит увеличить повысить долю применения отечественного оборудования и материалов, увеличить объемы их производства.

Формирование баз знаний по опыту проектирования позволит снизить процент ошибок, накопление опыта строительства позволит снизить процент переделок и простоев. Создание банков данных цифровых моделей промышленных объектов и средств подбора моделей под конкретную задачу позволит увеличить процент повторного использования, что даст увеличение производительности труда и качества проектирования, позволит делать отбор наиболее качественных проектов повторного использования.

Немаловажным фактором является необходимость экспорта высокотехнологичных производств, к которым относится и промышленное строительство, что невозможно сделать без существенного рывка в качестве оборудования и материалов, качества возведения объектов и качества специалистов.

Дополнительным рычагом к созданию баз знаний опыта проектирования может послужить создание отраслевого облачного сервиса с размещенным отечественным программным обеспечением по проектированию промышленных объектов и контролю строительства. В отраслевом облачном сервисе должны быть реализованы механизмы получения информации от производителей, инжиниринговых компаний и заказчиков. Наличие такого облачного сервиса позволит охватить отечественным программным обеспечением, упростить процедуры сбора данных и сформировать единый банк знаний и опыта эксплуатации, обеспечить включение этого отраслевого облачного сервиса в жизненный цикл промышленного объекта заказчиков.

В качестве примера можно привести планируемое создание облачного сервиса Роснедр для недропользователей с доступными отечественными аналитическими инструментами, банка доступных первичных и интерпретированных геологических данных, накопленного объема геологических знаний в рамках создания государственной информационной системы «Единый Фонд Геологической Информации».

В задаче повторного использования накопленных знаний и опыта заинтересованы все участники рынка строительства промышленных объектов от производителей материалов до заказчиков объектов.

Развитие на современном этапе технологий накопления и использования знаний с применением Интернета вещей и искусственных когнитивных систем позволяет практически реализовать эту задачу.

В России уже разработаны отечественные искусственные когнитивные системы в рамках Национальной технологической инициативы «Нейронет». Ряд нефтегазовых компаний уже находятся в стадии внедрения и использования таких систем.

Создание отраслевых банков знаний и опыта эксплуатации возможно путем формирования отраслевых центров компетенций с привлечением наиболее крупных заказчиков, инжиниринговых компаний и производителей, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства. Также возможно привлечение инвестиций от иностранных компаний-производителей, заинтересованных в повышении качества оборудования и материалов. Поэтому уже на начальном этапе можно говорить об инвестиционном характере данной программы и возможности скорейшего перевода на режим самоокупаемости.

Однако, стоит обратить внимание, что необходима государственная поддержка для формирования единой отраслевой площадки для доступа производителей и инжиниринговых компаний, государственные гарантии безопасности сбора такой информации, соинвестирования разработки банка знаний, привлечения государственных заказчиков к процессу сбора и накопления опыта эксплуатации.

Развитие устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных в рамках программы «Цифровая экономика» позволяет решить задачу сбора и хранения этих данных.

Малый и средний бизнес в сфере инжиниринга развит пока крайне слабо. Как правило, малые и средние инжиниринговые компании работают в сфере ЖКХ и в электросетевом комплексе.

Стоит отметить, что государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП) является одной из приоритетных задач в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Правительство Российской Федерации уже одобрило паспорт Национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее – нацпроект).

На территории Российской Федерации функционирует более 700 объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. Для эффективной работы федеральной сети организаций поддержки предпринимательства необходимо, чтобы они работали как единый слаженный механизм. Достичь этого можно, если выстроить работу организаций с использованием методов бизнес-инжиниринга, благодаря которым цели, процессы, оргструктура и задачи организаций и сотрудников сведены в понятную для всех систему, и каждое организационное решение вытекает из видения целого.

Нацпроект предполагает оцифровку и размещение на едином государственном ресурсе всех услуг и сервисов организаций инфраструктуры и мер поддержки в срок до 1 июля 2020 года, оказание услуг и сервисов организаций инфраструктуры и мер поддержки в электронном виде СМСП в срок до 20 декабря 2020 года.

Для реализации целевых показателей нацпроекта необходимо в кратчайшие сроки автоматизировать процессы поддержки предпринимательства региональными и муниципальными организациями, которые занимаются поддержкой предпринимательства на местах.

В условиях сжатых сроков и сложности реализации отдельных пунктов нацпроекта необходимо уже сейчас распространять лучшие региональные практики поддержки СМСП на всей территории Российской Федерации.

Так, например, в течении года в Республике Крым успешно работает автоматизированная информационная система (далее – АИС), созданная с применением подходов современного бизнес-инжиниринга. Такой подход обеспечивает слаженность работы организаций инфраструктуры полуострова, делает процессы оказания поддержки более простыми и прозрачными для всех пользователей. Охват предпринимателей за первый год эксплуатации составил 5%, при средних показателях по Российской Федерации в 1%, с использованием информационной системы предоставлены 11600 мер поддержки.

Учитывая большую значимость законодательного обеспечения инжинирингового подхода при внедрении цифровых технологий, участники «круглого стола»рекомендуют 

1. Правительству Российской Федерации:

— рассмотреть возможность разработки и реализации в 2019–2020 гг. комплекса мероприятий на основе инжинирингового подхода по оценке экономической эффективности основных технологий цифровизации для различных отраслей экономики, на основе которых выделить приоритетные направления для финансирования на ближайшую перспективу;

2. Министерству энергетики Российской Федерации, совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации рассмотреть возможность:

— подготовки предложений по созданию модели управления цифровой трансформацией отраслей реального сектора экономики, включая предложения по межведомственному взаимодействию с целью создания опытно-конструкторских центров, лабораторий и производств в рамках единой среды Центров тестирования, испытаний и сертификации и аттестации (ЦТИиСА);

— учитывать новейшие инжиниринговые технологии, стандарты качества, наработки инжиниринговых центров при разработке планов мероприятий по развитию цифровой экономики;

— включения в рабочие группы по нормативному регулированию и рабочие группы по формированию исследовательских компетенций и технологических заделов специалистов по инжинирингу ведущих инжиниринговых центров и компаний;

— разработки подведомственными Правительству Российской Федерации аналитическими структурами методики оценки эффективности внедрения цифровых технологий в различных отраслях экономики и потребности их финансирования;

— проработки вопроса о системе поощрения субъектов Российской Федерации, в которых успешно реализуются мероприятия по развитию цифрового инжиниринга;

— внедрения автоматизированной информационной системы для очно/заочного взаимодействия с субъектами малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП) с использованием методов бизнес-инжиниринга;

— введения основных понятий и терминов цифрового проектирования с внесением изменений в основные нормативно-правовые акты (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», Градостроительный кодекс Российской Федерации и др.);

— создания единых отраслевых банков данных, обеспечивающих сохранность и доступность информации по объектам на протяжении всего жизненного цикла объекта, а также обеспечение автоматизированного контроля соответствия данных, содержащихся в проектной документации, с данными в рабочей документации и управления изменениями и исполнительной документации и управления изменениями;

— создания единых отраслевых банков знаний и опыта эксплуатации, обеспечивающих сохранность и доступность опыта проектирования, строительства и эксплуатации по объектам на протяжении всего жизненного цикла объекта, включая формирование библиотек типовых проектно-конструкторских решений и накопление информации по опыту эксплуатации оборудования и материалов, сбор объемов поставок отечественного оборудования и материалов с целью оптимального планирования объемов их производства;

— пересмотра подходов формирования договоров на проектно-изыскательские работы (далее ПИР), финансирование и создание информационной модели по результатам ПИР, как отдельного вида передаваемой заказчику продукции, в том числе включения требований по передаче и хранению информационной модели в техническое задание в рамках госзаказа;

— проектирования объектов с использованием библиотек типовых проектно-конструкторских решений и строительных технологий, унифицированного оборудования и материалов, цифровых нормативно-технических документов;

— разработки нормативного обеспечения проведения цифровой экспертизы;

— определения авторских прав на создаваемую в рамках ПИР информационную модель объекта капитального строительства с учетом необходимости передачи модели (или предоставления доступа к ней) с обеспечением ее комплексности и актуализации на последующих стадиях жизненного цикла объекта (эксплуатации, модернизации/реконструкции, капитального ремонта, вывода из эксплуатации).