«Круглые столы»

«О совершенствовании норм правового регулирования и выработки механизмов государственной поддержки в сфере заготовки и переработки дикорастущих плодов, ягод и другого дикорастущего сырья»

Рекомендации

Заслушав информацию по вопросу «О совершенствовании норм правового регулирования и выработки механизмов государственной поддержки в сфере заготовки и переработки дикорастущих плодов, ягод и другого дикорастущего сырья», участники «круглого стола» отмечают следующее.
Пищевые ресурсы леса представляют собой возобновляемые природные ресурсы, многие из которых пользуются высоким спросом как внутри страны, так и за рубежом. К ним относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и прочие. Эксплуатационные запасы только самых распространенных составляют 7,4 млн тонн, а биологические запасы 13,4 млн тонн.
Сфера заготовки и переработки лесных ресурсов и лекарственных растений является перспективной, экономически и социально значимой отраслью, обладающей значительным потенциалом роста. Ее развитие окажет положительное влияние на производство в смежных отраслях – в пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и в агропромышленном комплексе в целом, а также будет способствовать повышению занятости и доходов населения.
Заготовка, переработка и продукция на основе пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений имеет высокий экспортный потенциал.
Несмотря на огромное экономическое и социальное значение имеющихся пищевых ресурсов леса, уровень их освоения остается низким (объем использования ягод не превышает 2,5 процентов от объема биологического запаса, кедровых орехов – 8 процентов, грибов – 10 процентов).
К числу проблем, сдерживающих развитие рынка дикоросов и обуславливающих низкую экономическую мотивацию потенциальных участников рынка к созданию бизнеса в данной сфере, следует отнести:
а) наличие целого ряда объективных (естественных) препятствий для заготовки дикоросов, включая сезонность, значительную удаленность и труднодоступность территорий заготовки от центров потребления и переработки, что в конечном итоге ухудшает качество сырьевой базы, увеличивает затраты на ведение бизнеса и снижает его прибыльность;
б) несовершенство правового регулирования сбора дикоросов в предпринимательских целях и для собственных нужд населения, коллизии правовых норм с сопредельными правовыми нормами. Существующая правовая модель не учитывает сложившиеся в отрасли отношения.
В связи с межотраслевым характером регулирования в отрасли, ее администрирование со стороны различных ведомств не всегда синхронизировано между собой, что негативно отражается на всех участниках отрасли. Как следствие, в отрасли отмечается высокая доля теневого сектора, в первую очередь на этапе сбора сырья. Этот факт, в свою очередь не позволяет вести достоверный статистический учет состояния отрасли.
в) сложности с привлечением кредитных оборотных средств, а так же ведения расчетов с населением, вследствие слабой заинтересованности кредитных организаций в финансировании и расчетно-кассовом обслуживании при ведении заготовительных кампаний в связи с высокими рисками законодательства о ПОД/ТФ, несовершенным правовым механизмом регулирования происхождения сырья. Из‑за недостатка оборотных средств для осуществления расчетов со сборщиками лесных ресурсов значительный объем продукции заготовительные и перерабатывающие организации реализуют в виде сырья и не направляют его на собственную переработку. До 80% сырья реализуется на экспорт иностранным переработчикам по заниженным контрактным ценам.
г) участники рынка не всегда могут воспользоваться мерами государственной поддержки, осуществляемой в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.11.2016 № 2524.
Одной из ключевых особенностей отрасли является фактор цикличности сбора сырья, что требует такой финансово-хозяйственной модели, которая позволяет осуществлять закупки сырья на концедентной основе в высокоурожайные годы. Следует отметить необходимость строительства высокоэффективных, энергоемких хранилищ и других необходимых производственных объектов предприятий-переработчиков.
Одной из ключевых проблем отрасли является также отсутствие средств на научные исследования, НИР/НИОКР и разработку новых технологий, а так же необходимость в техническом перевооружении существующих предприятий-переработчиков.
д) значительный уровень затрат, связанных с необходимостью приведения дикорастущей продукции, планируемых к продаже на экспорт, в соответствие требованиям законодательства стран-импортеров дикоросов (стандартизация, сертификация, необходимые разрешения);
е) высокий уровень транспортных издержек организаций-производителей и переработчиков дикоросов при транспортировке продукции на экспорт.

 С учетом состоявшего обсуждения участники «круглого стола» рекомендуют следующее.

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

— ускорить принятие проекта федерального закона № 548919–7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования заготовки пищевых и недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд);
- совместно с заинтересованными органами государственной власти, членами Совета Федерации, рассмотреть возможность разработки отдельного отраслевого закона в сфере заготовки и переработки дикорастущих плодов, ягод и другого дикорастущего сырья.

2. Правительству Российской Федерации:

— рассмотреть возможность однозначного определения ведомственной принадлежности деятельности по сбору, хранению, вывозу и переработке продукции дикоросов на федеральном уровне;
- внести изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 №2524-р, распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.01.2017 №79-р в части включения соответствующих кодов ОКПД-2 – пищевых лесных ресурсов и продуктов их переработки;
- ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов, не связанных с заготовкой и переработкой древесины, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», предусматривающего включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, не связанных с заготовкой и переработкой древесины, проектов, связанных с заготовкой и сбором пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений с их последующей переработкой;
- рассмотреть предложения:

1) по внесению изменений в федеральное законодательство, предусматривающих софинансирование в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы расходных обязательств субъектов Российской Федерации, реализующих комплексные программы по поддержке хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере заготовки, хранения и переработки дикоросов (компенсация расходов на приобретение оборудования, транспортных средств для организации заготовки и переработки дикоросов; предоставление субсидий на строительство (реконструкцию) производственных помещений для хранения и переработки сырья);
2) по рассмотрению в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» возможности субсидирования субъектов Российской Федерации на развитие государственных микрофинансовых организаций для предоставления микрозаймов экспортно-ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства (в том числе на выполнение требований по декларированию соответствия качества продукции установленным стандартам);
3) по внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2017 № 1104 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным, транспортом» в части дополнения субсидируемых видов продукции следующими товарными позициями: «грибы сушеные и замороженные», «ягоды сушеные и замороженные»;
4) по распространению действия постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.2018 № 1413 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса» на создание и (или) модернизацию приемно-заготовительных пунктов и цехов по переработке дикорастущих плодов и ягод, а также заводов по переработке дикорастущих плодов и ягод;
5) по снижению ставки НДС до 10% по договорам купли-продажи дикоросов для предприятий, осуществляющих заготовку и производство продукции из дикоросов;
6) по выработке единого подхода к расчетам с физическими лицами за заготовленную и сдаваемую продукцию в целях исключения нарушения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
7) по предоставлению для организаций, осуществляющих заготовку и переработку сырья из дикоросов возможности применения налогового режима — ЕСХН;
8) по разработке и утверждению единых перечней видов дикорастущего сырья и продуктов из него разрешенных и запрещенных к вывозу с территории Российской Федерации;
9) по расширению перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283- р, предусмотрев для арендаторов лесных участков, использующих леса для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, возможность размещения на землях лесного фонда некапитальных строений и сооружений, необходимых для переработки пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, при условии свободного доступа граждан на эти лесные участки;
10) по выделению в документах лесного планирования «общедоступных территорий» для свободной заготовки пищевых лесных ресурсов гражданами для собственных нужд — вблизи населенных пунктов, в традиционных местах сбора дикоросов местным населением, предусмотрев выделение площадей и для лиц, относящихся к коренным малочисленным народностям Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Установить, что такие «общедоступные территории» не могут быть сданы в аренду или предоставлены для целей предпринимательства по какому либо иному основанию;
11) по поддержке и развитию плантационного (искуственного) выращивания дикоросов, в том числе путем предоставления лесных участков без торгов в рамках механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, с целевым использованием этих участков;
12) по развитию отечественных технологий переработки и глубокой переработки продукции из дикоросов, а также разработки высокотехнологичных производственных линий;
13) по введению вместо лицензирования экспорта дифференцированных экспортных пошлин на отдельные виды дикоросов в зависимости от глубины их переработки;
14) по отмене лицензирования отдельных видов дикоросов, прошедших глубокую переработку на территории Российской Федерации, используемых для пищевых целей;
15) по разработке порядка подтверждения «происхождения товара» для экспортных партий дикоросов на основании сертификата и/или декларации о происхождении товара, бех применения арендного договора на лесной участок.

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть предложения:

— об отнесении заготовительной, перерабатывающей деятельности в сфере заготовки и переработки дикорастущих пищевых лесных ресурсов в Перечни видов сельскохозяйственной деятельности и сельскохозяйственной продукции;
- о дополнении направлений предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесённых затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса (постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2018 №1413 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса») объектами переработки мясной, рыбной продукции и продукции дикорастущих плодов, ягод и другого дикорастущего сырья, принадлежащих на праве собственности сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и российским организациям, с установлением в Порядке отбора инвестиционных проектов, представленных получателями средств на возмещение части прямых понесенных затрат по реализуемым объектам (приказ Минсельхоза России от 29.11.2018 № 549) требования по сроку начала создания и (или) модернизации объектов переработки продукции дикорастущих плодов, ягод и другого дикорастущего сырья для субъектов Дальневосточного федерального округа — не ранее чем за 1 год до начала предоставления иных межбюджетных трансфертов;
- о введении единой сертификации продукции из дикоросов, предусмотрев возможность принятия этих сертификатов в международных системах. Предусмотреть возможность обучения российских специалистов по стандартам и правилам зарубежных сертификационных систем дикоросов;
- об анализе тарифных и нетарифных ограничений при экспортных поставках отдельных видов продукции дикоросов и продуктов их переработки (в том числе лицензирование) с целью выработки предложений по их оптимизации;
- об оказании мер государственной поддержки предприятий, осуществляющих заготовку и переработку дикорастущего сырья при условии получения ими интеллектуальной собственности в виде «товарного знака и знака обслуживания» или «наименования места происхождения товара».

4. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть предложение:

— о направлении информации об оценке сырьевой базы пищевых лесных ресурсов (дикоросов) в Минсельхоз России;
- о совершенствовании Приказа Рослесхоза России от 05.12.2011 года № 510 «Об утверждении Правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений».