«Круглые столы»

«Проблемы законодательного обеспечения развития лесной инфраструктуры и деревянного домостроения»

Рекомендации

Заслушав информацию по вопросу «Проблемы законодательного обеспечения развития лесной инфраструктуры и деревянного домостроения», участники «круглого стола» отмечают следующее.
Россия располагает свыше 20% мировых лесов, которые занимают более половины территории страны. Вместе с тем вклад лесного комплекса в ВВП страны – около 0,5%, численность занятых в этой сфере – 500 тыс. человек (0,8% от занятых в экономике).
Для повышения конкурентоспособности лесной промышленности и увеличения вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие России необходимо обеспечить развитие лесной инфраструктуры и деревянного домостроения.
Развитие лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог, обеспечит освоение новых лесных районов, повысит инвестиционную привлекательность создания новых производств и доходы от использования лесов. Вместе с тем в лесном законодательстве не урегулированы вопросы строительства и содержания лесных дорог, в том числе на принципах государственно-частного партнерства.
В целях повышения эффективности функционирования производственной и транспортной инфраструктуры лесного комплекса представляется целесообразным:
принять комплекс мер, направленных на привлечение инвестиций в развитие транспортной и производственной инфраструктуры лесного комплекса;
разработать механизмы стимулирования развития транспортной инфраструктуры лесного хозяйства и ее аренды для реализации инвестиционных проектов освоения лесов на принципах государственно-частного партнерства;
разработать дополнительные меры, направленные на техническую и технологическую модернизацию лесопромышленного комплекса;
обеспечить учет лесных автомобильных дорог и их включение в единый государственный реестр автомобильных дорог;
ускорить процесс постановки на кадастровый учет вовлекаемых в хозяйственный оборот лесных участков в составе земель лесного фонда.
Развитие деревянного домостроения, ориентированного на внутренний рынок, позволит существенно увеличить вклад лесного комплекса в экономику страны. Большое значение данное направление имеет для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, реализуемое в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Вместе с тем его развитие сдерживают устаревшее нормативное регулирование, устаревшая материально-техническая база предприятий, занимающихся производством домов и их комплектующих, отсутствие доступного ипотечного кредитования, государственных мер поддержки, большая доля (более 50%) неквалифицированного рынка услуг, предлагающего некондиционное и небезопасное жилье.
Для развития этой перспективной отрасли необходима разработка комплекса мер государственной поддержки и развития индустриального деревянного домостроения и массового строительства малоэтажного жилья индустриальным способом. Это позволит обеспечить снижение цен на такое жилье, повысить уровень его доступности, увеличить объем и сократить сроки строительства.
В целях совершенствования нормативного правового регулирования и развития деревянного домостроения представляется целесообразным:
разработать на федеральном и региональном уровнях дополнительные меры государственной поддержки финансового и инфраструктурного обеспечения развития деревянного домостроения, льготного кредитования и снятия административных барьеров;
рассмотреть возможность установления налоговых льгот для предприятий по глубокой переработке древесины, в том числе сухих и поваленных деревьев для производства строительных материалов и конструкций;
провести анализ нормативной и технологической базы в области строительства, обеспечивающей применение несущих строительных элементов и конструкций с использованием древесины, включая материалы из огнебиостойкой модифицированной древесины, с применением стендовых испытаний по классам прочности;
разработать комплекс недостающих норм, правил и стандартов, необходимых для развития деревянного домостроения, в первую очередь норм пожарной безопасности и правил и стандартов строительства в сейсмических районах.

Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

1. Правительству Российской Федерации рассмотреть предложения:

ускорить разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона по внесению изменений в Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципальном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в Лесной кодекс Российской Федерации, предусматривающего отнесение к объектам капитальных вложений в области освоения лесов объектов создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры, лесного семеноводства (лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и подобные объекты);
разработать комплекс мер, направленных на развитие и строительство лесной инфраструктуры, предусматривающих возмещение расходов по строительству лесных дорог добросовестным арендаторам, осуществляющим комплексную глубокую переработку древесины;
включить в подпрограмму «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, индикаторов строительства на селе деревянных домов, укомплектования их мебелью из древесины отечественного производства, а также строительства объектов социально-культурного назначения из древесного сырья (административных зданий, фельдшерско-акушерских пунктов, садов, школ, больниц, общежитий);
продолжить в период с 2019 по 2030 годы предоставление льготного ипотечного кредитования физических лиц на приобретение и возведение деревянных домов;
внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (в статью 270, пункт 16), предусмотрев, что при определении налога на прибыль не учитываются расходы на неотделимые улучшения арендованного имущества, произведенные с согласия арендодателя и безвозмездно ему переданные при прекращении договора аренды;
расходы, произведенные арендатором с согласия арендодателя в виде неотделимых улучшений арендованного имущества, которые после прекращения договора аренды безвозмездно передаются арендодателю, учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
по построенным арендатором в процессе лесозаготовок лесным дорогам ввести исключения в части определения размеров амортизации, увязав их со сроками аренды лесных участков и освоения территорий при лесозаготовках;
дополнить Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р, сведениями о лесовозном усе (временный путь для вывозки заготовленной древесины с лесосеки со сроком эксплуатации не более года, примыкающий к ветке или магистрали лесовозной дороги и предназначенный для освоения некоторых лесосек) как об объекте лесной инфраструктуры и установить его параметры;

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть предложения:

разработать порядок контроля за целевым использованием древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений;
внести изменение в часть 5 статьи 291 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающее право граждан и юридических лиц осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины;
разработать минимальный критерий плотности лесных дорог.

3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Федеральным агентством лесного хозяйства подготовить предложения в части урегулирования вопроса внесения изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», предусматривающих право арендаторов лесных участков для строительства лесной инфраструктуры осуществлять добычу полезных ископаемых (без взрывных работ) без оформления соответствующих лицензий

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации подготовить предложения по созданию механизма государственного частного партнерства при строительстве лесных дорог круглогодового действия.

5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть предложение включить в план реализации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2018 № 1989-р, мероприятий:
подготовка предложений по совершенствованию законодательства в части обеспечения мест заготовки древесины объектами лесной инфраструктуры;
подготовка предложений по типовым требованиям к объектам лесной инфраструктуры (лесным дорогам), мерам государственной поддержки при их создании;
подготовка предложений по совершенствованию нормативной базы в области деревянного домостроения, мер государственной поддержки, стимулирующих внутреннее производство современных деревянных конструкций, экспорт;
разработка и актуализация отраслевых нормативных, методических и технических документов, национальных стандартов, регулирующих требования к деревянным конструкциям;
подготовка предложений по развитию и поддержанию транспортной лесной инфраструктуры за счет устойчивого лесопользования и проведения мероприятий, направленных на улучшение качества лесного ресурса (включая выборочные рубки лесных насаждений);
подготовка предложений по формированию схемы развития объектов лесной инфраструктуры в лесных планах с учетом межрегионального сотрудничества;
подготовка предложений по экономическому стимулированию деревоперерабатывающих предприятий при создании объектов лесной инфраструктуры за счет собственных средств;
разработка и актуализация программ по созданию объектов лесной инфраструктуры;
подготовка предложений по увеличению информированности населения о преимуществах продукции деревянного домостроения (плиты ОСП), а также по ее продвижению для населения и профессиональных участников (застройщиков, архитекторов, инженеров);
рассмотреть предложение о поддержке предприятий, использующих безотходные технологии деревообработки и технологии, повышающих энергоэффективность технологических процессов и производств.

6. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотреть предложения:

включить в рекомендуемые требования к жилью и социальным объектам, строящимся или приобретаемым в рамках различных государственных программ, а также направленным на обеспечение реализации национального проекта «Жилье и городская среда», возможность применения конструкций с использованием древесины;
создать единый реестр типовых проектов по наиболее востребованным типам объектов деревянного домостроения;
внести изменения в правила пожарной безопасности сооружений и фасадов зданий с целью строительства зданий выше трех этажей с применением современных конструкций из древесины.
разработать комплекс мер, предусматривающих:
утверждение норм и правил проектирования и возведения зданий и сооружений на основе древесины, позволяющих увеличить этажность;
утверждение свода правил и актуализацию ранее утвержденных строительных норм и правил в части пересмотра СП 64.13330.2011 «СНиП 11–25–80 Деревянные конструкции», разработку нового свода правил «Конструкции деревянные с узлами на винтах. Правила проектирования»;
внесение изменений в противопожарные нормы при строительстве зданий и сооружений с применением новых материалов на основе древесины;
внесение изменений в нормы проектирования зданий с применением новых материалов на основе древесины, этажностью более 3 этажей с низким энергопотреблением, разработку и утверждение стандартов на новые виды материалов на основе древесины и конструкции из них для зданий и сооружений;
разработку и утвержение правил экспертизы, методов технического обследования и проведения натуральных испытаний зданий и сооружений, спроектированных с применением конструкций из древесины и на основе древесины.