«Круглые столы»

«Актуальные вопросы реализации государственной политики в сфере агропромышленного комплекса в контексте политики импортозамещения»

Рекомендации

Заслушав информацию по вопросу «Актуальные вопросы реализации государственной политики в сфере агропромышленного комплекса в контексте политики импортозамещения» участники «круглого стола» отмечают следующее.
6 августа 2014 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ, которым был введён запрет на поставки в Россию отдельных видов сельхозпродукции и продовольствия из стран, объявивших санкции в отношении российских юридических и (или) физических лиц. Сложившаяся ситуация приоритетно поставила задачу импортозамещения в агропромышленном комплексе (далее – АПК) для решения вопроса обеспечения продовольственной безопасности страны.
Стратегией Национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683, осуществление рационального импортозамещения и ускоренное развитие АПК определено одними из важнейших элементов государственной социально-экономической политики.
В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию 1 марта 2018 года одной из приоритетных была поставлена, наряду с ростом экспорта продовольствия на мировые рынки, задача повышения самообеспеченности страны говядиной, молоком, овощами.
В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы (далее – Госпрограмма) импортозамещение и наращивание экспортных возможностей также были обозначены в качестве приоритетных целей развития АПК.
Таким образом, импортозамещение стало важным фактором обеспечения национальной безопасности, одной из стратегических задач российского АПК, являясь при этом драйвером экономического роста.
По данным Росстата, начиная с 2012 года, в сельском хозяйстве отмечалось постоянное наращивание объемов производства и за последние пять лет объем производства сельхозпродукции вырос более чем на 20 %. Однако в 2018 году, впервые с 2012 года, произошло сокращение объемов производства в аграрном секторе – на 0,6%.
 По оценке Минсельхоза России, в 2018 году достигнуты показатели Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации по зерну, маслу растительному, сахару, мясу и мясопродуктам. Удельный вес отечественной рыбной и иной продукции из водных биоресурсов также достиг установленного Доктриной значения, однако в части продукции аквакультуры уровень импортозамещения недостаточный.
Всего за период с 2014 по 2018 годы доля импортной продукции в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарам сократилась с 36% до 22%.
Вместе с тем удельный вес российского молока и молокопродуктов, картофеля в общем объеме потребления ниже пороговых значений Доктрины. Также, по ряду позиций, таких, как например овощи и фрукты, яйцо, мясо говядины, уровень самообеспеченности нашей страны пока ещё недостаточно высок. Кроме того, уровень потребления отдельных видов продуктов питания для значительной части населения остается существенно ниже рекомендованных рациональных медицинских норм.
По оценкам экспертов, действующая Доктрина продовольственной безопасности, утвержденная в 2010 году, нуждается в обновлении, в том числе с учетом изменения внешних и внутренних условий хозяйствования. В качестве примера можно привести отсутствие в Доктрине контрольных значений самообеспеченности овощной и плодово-ягодной продукцией – являющихся одними из ключевых продуктов, составляющих продовольственную корзину.
Понятие продовольственной безопасности должно включать не только показатели самообеспеченности пищевой продукцией, но и развития собственного производства материально-технических ресурсов для АПК, где сегодня сохраняется значительная зависимость от импорта.
Так, обеспечение продовольственной безопасности страны, а также достижение плановых значений целевых индикаторов Госпрограммы в АПК напрямую зависят от технической и технологической модернизации, наличия отечественной конкурентоспособной базы племенного животноводства, развития селекции и семеноводства.
Потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в высококлассном племенном молодняке крупного рогатого скота молочного и мясного направления обеспечены как за счет отечественной репродукции, так и за счет импорта. Однако следует отметить, что несмотря на имеющиеся положительные показатели по производству мяса птицы, а также свинины, доля использования импортного племенного материала в виде исходных форм по данным направлениям животноводства остается очень высокой.
Сохраняется импортозависимость и в обеспечении АПК семенами. Доля импортных семян в высеве 2018 года составила по ряду сельскохозяйственных культур более 50 %: сахарной свекле, овощам, подсолнечнику, картофелю. Также, велика импортозависимость по кукурузе, рапсу и сое.
Программным документом, призванным решить задачу импортозамещения, в том числе в сфере семеноводства и племенного животноводства, является Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 – 2025 годы (далее – Программа). Целью Программы является снижение уровня импортозависимости за счет внедрения и использования: технологий производства семян высших категорий сельскохозяйственных растений; технологий производства племенной продукции; технологий производства высококачественных кормов и кормовых добавок для животных; технологий производства лекарственных средств для ветеринарного применения и т. д. В рамках Программы с 2018 года разрабатываются и утверждаются соответствующие подпрограммы.
Однако анализ показателей принятых подпрограмм в сфере селекции и семеноводства не дает точного ответа на вопрос, в какие сроки и на сколько процентов снизится зависимость от импортных семян. При этом в Доктрине продовольственной безопасности также отсутствуют предельные показатели самообеспеченности по семенам отдельных видов сельскохозяйственных культур, с учетом как новых, так и уже существующих в Российской Федерации отечественных сортов.
Актуальной для развития отраслей АПК также является проблема снижения до 10% ставки НДС на продукцию семеноводства, отдельные виды продовольственных товаров, прежде всего, в части плодовых, ягодных культур и винограда, продукции цветоводства.
Сдерживает решение задачи импортозамещения инвестиционная недостаточность, что не позволяет выйти на широкое технико-технологическое обновление АПК. Сохраняется высокая зависимость отечественных товаропроизводителей от зарубежных техники и технологий. При этом есть сегменты, в которых российские производители оборудования практически не представлены.
Не решен вопрос импортозависимости по таким видам ресурсов как кормовые добавки, средства защиты растений, ветеринарные препараты, а также ингредиенты для пищевой промышленности.
Недостаточно развито производство отечественной органической продукции, которая, помимо насыщения внутреннего рынка, имеет высокие экспортные перспективы.
Вместе с тем, речь не идет об отказе от импорта, что привело бы к нарушению сложившихся и перспективных торговых отношений с другими странами, сужению ассортимента продукции для отечественных потребителей, нарушению принципов и практики участия страны в функционировании региональных и мировых рынков. Политика импортозамещения не заключается только в достижении цели замены импортных товаров отечественными на российском рынке, она имеет конечной целью создание национальных производителей, способных конкурировать на международном рынке. В связи с этим проблемы наращивания экспортного потенциала и снижения импортозависимости следует рассматривать как взаимосвязанные и взаимозависимые.
Следует отметить, что наметилась проблема рационального распределения ресурсов и выбора оптимальной структуры сельскохозяйственного производства. Слабая информированность участников рынка об объемах производства и ценах на те или иные виды сельскохозяйственной продукции, создает риски, как перепроизводства отдельных видов продукции, так и их недостаточности.
Также, в настоящее время факторами, сдерживающими рост импортозамещения в сфере АПК, являются недостаточность объемов производства, в том числе продукции глубокой переработки, низкая конкурентоспособность части производимой продукции, недостаточно эффективная система продвижения российской продукции.
Для успешного достижения поставленной цели импортозамещения в сфере АПК необходимо выполнение целого комплекса задач, в том числе:
- создание системы оптово-логистических центров для повышения эффективности сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия; 
— упрощения процесса кредитования малого предпринимательства в сельском хозяйстве, распространения мер системы страхования вкладов физических лиц на субъекты малого предпринимательства в сфере сельского хозяйства;
- повышение инвестиционной активности в аграрном секторе экономики с помощью современных финансовых инструментов товарных бирж (фьючерсных, опционных контрактов, хеджирования рисков);
- обеспечение доступности выделяемых бюджетных и кредитных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей, снижение Банком России требований к размеру резервов для кредитных организаций, предоставляющих заимствования субъектам малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве; 
— расширение сети селекционных генетических и семеноводческих центров;
- обновление и модернизация технической и технологической базы АПК; 
— развитие глубокой переработки сельскохозяйственной продукции и наращивание производства продуктов с высокой добавленной стоимостью; 
— стимулирование в рамках развития цифровой экономики мероприятий по привлечению в сельскую местность специалистов в сфере информационных технологий.
Положительное решение этого круга вопросов позволит отечественному АПК уверенно и устойчиво развиваться, демонстрировать сбалансированный экономический рост, необходимый для обеспечения должного уровня продовольственной безопасности страны.
Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола»

р е к о м е н д у ю т:

1. Правительству Российской Федерации:

ускорить работу по внесению изменений в Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. №120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» в части корректировки пороговых значений продовольственной безопасности Российской Федерации для целей содействия импортозамещению в сельском хозяйстве, а также включить в указанную Доктрину показатели, устанавливающие, в том числе, пороговые значения самообеспеченности семенами по отдельным видам сельскохозяйственных культур, по плодоовощной продукции;
рассмотреть возможность внесения изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации в части дополнения продукцией семеноводства перечня товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов, расширения перечня продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов, в том числе в отношении плодовых, ягодных культур и виноградников, продукции цветоводства, а также в части повышения для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога предельного значения размера полученного годового дохода в целях применения режима освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, предоставления возможности выбора в отношении применения режима освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость;
принять меры по совершенствованию механизма государственно-частного партнерства при реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 – 2025 годы с целью дальнейшего повышения заинтересованности хозяйствующих субъектов в коммерциализации результатов научно-технической деятельности;
принять меры, направленные на развитие конкурентоспособного отечественного производства бактериальных и ферментных препаратов для производства молочной и другой продукции, пищевых ингредиентов и биологически активных веществ, используемых в пищевой промышленности и при производстве кормов для различных видов животных и объектов аквакультуры, а также производства современных и высокоэффективных ветеринарных препаратов, ветеринарных и фитосанитарных диагностикумов, биопестицидов, средств профилактики эпизоотий и эпифиотий, средств химической защиты растений, а также разработать единые механизмы определения качества, сертификации и маркировки аналогичной продукции, ввозимой из‑за рубежа, с целью защиты от недобросовестной конкуренции при ее поставке, реализации и использовании;
разработать комплекс мер по недопущению ввоза в российскую Федерацию некачественных, фальсифицированных и контрафактных химических средств защиты растений, а также по демпинговым ценам, в целях обеспечения развития отечественного производств такой продукции;
рассмотреть возможность наделения Россельхознадзора полномочиями по контролю и надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами;
рассмотреть возможность внесения изменений в Технический регламент Евразийского экономического союза (Таможенного союза) «О безопасности пищевой продукции» в части исключения права производителей устанавливать сроки годности и условия хранения свежей плодоовощной продукции защищенного грунта;
рассмотреть возможность ужесточения контроля черной икры, ввозимой в Российскую Федерацию, в целях обеспечения добросовестной конкуренции иностранных и отечественных производителей;
разработать стимулирующие меры, направленные на закрепление на селе молодых специалистов востребованных профессий, в том числе IT-специалистов;
рассмотреть возможность компенсации вкладов субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере сельскохозяйственного производства в банках, лишенных лицензии Банком России;
проработать вопрос снижения требований при выдаче кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере сельскохозяйственного производства, а также снижения Банком России нормативов резервирования для подобных заемщиков;
рассмотреть возможность включения в систему льготного кредитования государственных научных организаций в сфере АПК;
принять меры, направленные на введение предоставления субсидий прежде всего сельскохозяйственным производителям для приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования при реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники»;
предусмотреть меры государственной поддержки в целях содействия дальнейшему снижению доли импортного технологического оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, рассмотреть возможность разработки мер государственной поддержки, направленных на компенсацию расходов предприятий производителей пищевой продукции на приобретение нового оборудования, строительство производственных зданий, перевооружение и развитие производственных технологий, а также на компенсацию процентных ставок по привлеченным средствам лизинговых компаний;
рассмотреть возможность включения в систему льготного кредитования разработчиков и производителей средств малой механизации для средних и мелких сельхозтоваропроизводителей;
проработать вопрос расширения деятельности и сферы деятельности Росагролизинга в целях эффективного обеспечения техникой и оборудованием всех отраслей агропромышленного комплекса, а именно возможность включения АО «Росагролизинг» в систему предоставления субсидий в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники», предоставление возможности передачи в лизинг техники и оборудования иностранного производства, отечественные аналоги которого отсутствуют.

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

провести работу по определению главных целей развития сельского хозяйства на 5, 10 и 15 лет для обеспечения их приоритетного финансирования;
обеспечить прогнозирование на период 1, 3 и 5 лет производства отдельных видов сельскохозяйственной и пищевой продукции с учетом приоритетного обеспечения внутреннего рынка такой продукции, как по ее количеству, так и по качеству, в целях снижения рисков перепроизводства или недостаточного производства сельскохозяйственной и пищевой продукции;
провести работу по установлению приоритетов импортозамещения в производстве сельскохозяйственной и пищевой продукции, в том числе по овощной продукции закрытого и открытого грунта, по отдельным видам сельскохозяйственной техники, технологий, оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, в производстве продукции по конкретным сельскохозяйственным регионам, а также определить секторы агропромышленного комплекса, где импортозамещение не является приоритетным;
провести анализ показателей разрабатываемой государственной программы развития сельского хозяйства на предмет обеспечения роста сельскохозяйственного производства для импортозамещения и развития экспорта продукции АПК;
разработать комплекс мер, направленных на снижение себестоимости отечественной сельскохозяйственной и пищевой продукции в целях увеличения ее конкурентоспособности, а также провести анализ составляющих себестоимости указанной продукции и факторов влияющих на ее рост;
продолжить работу по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе в части мер государственной поддержки производства продукции с высокой добавленной стоимостью, переработки рыбы, производства органической пищевой продукции;
обеспечить своевременную разработку и принятие подзаконных актов, обеспечивающих реализацию Федерального закона «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
разработать комплекс мер стимулирования внутреннего потребления отечественной сельскохозяйственной и пищевой продукции, в том числе глубокой переработки;
обеспечить реализацию Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 – 2025 годы, в том числе своевременную разработку и соответствующих подпрограмм, предусмотрев в них показатели импортозамещения;
разработать дополнительные меры, направленные на сохранение и активное использование российских генетических ресурсов в растениеводстве и животноводстве и на снижение зависимости отечественного агропромышленного комплекса от импорта семенного, посадочного и племенного материалов, в том числе создание федерального фонда элитного семенного и племенного материалов, а также развитие сети селекционно-семеноводческих и селекционно-генетических центров на базе научных учреждений, расположенных в основных зонах сельскохозяйственного производства;
проработать вопрос создания селекционно-генетических центров в товарном рыбоводстве, а также финансировании племенной работы в аквакультуре в целях обеспечения отечественным посадочным материалом;
разработать и внедрить меры поддержки сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающих содержание племенного стада;
проработать вопрос совершенствования механизма контроля за ввозимой плодоовощной продукцией в целях обеспечения добросовестной конкуренции;
рассмотреть возможность распространения мер государственной поддержки на сельскохозяйственных производителей, выпускающих продукцию цветоводства;
рассмотреть возможность разработки и внедрения дополнительных мер государственной поддержки, направленных на увеличение производства молока, молочных продуктов, мяса говядины, плодоовощной продукции;
проработать вопрос дополнительной поддержки отечественных производителей ржаной муки в целях повышения их конкурентоспособности;
рассмотреть возможность включения зерновых хлопьев и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 18 процентов объема готовой продукции в перечень санкционных товаров;
разработать и реализовать комплекс мер, направленный на стимулирование проведения технической и технологической модернизации сельскохозяйственными товаропроизводителями, в том числе в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства;
разработать комплекс мер по стимулированию внедрения в сельскохозяйственное производство инновационных, научно обоснованных методик и технологий в сельском хозяйстве (включая управление качеством почв, органическое и точное земледелие);
подготовить предложения по стимулированию производства отечественной сельскохозяйственной техники и оборудования, необходимых для предприятий агропромышленного комплекса, в том числе для аквакультуры и рыбопереработки, селекции и семеноводства, а также по мерам поддержки сельхозтоваропроизводителей, внедряющих новые отечественные технику и технологии.

3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

разработать и внедрить комплекс мер, направленных на развитие внутреннего производства машин и оборудования для агропромышленного комплекса, в том числе для садоводства и овощеводства, аквакультуры, фермеров, селекции и семеноводства, рассмотрев вопрос о формировании отраслевого заказа на перспективные образцы техники, востребованные в сельском хозяйстве и на предприятиях переработки сельхозпродукции;
рассмотреть возможность формирования перечня импортной сельхозтехники, не имеющей отечественных аналогов, но востребованной и необходимой для развития специализированных подотраслей АПК (виноградарство, садоводство, льноводство, хмелеводство и т. д.), для возможности субсидирования ее приобретения и лизинга до момента серийного выпуска необходимой техники и оборудования на территории Российской Федерации;
проработать совместно с Минсельхозом России вопрос возможности распространения мер государственной поддержки на приобретение техники и оборудования, не имеющих отечественных аналогов;
рассмотреть возможность увеличения финансирования НИОКР в области сельскохозяйственного и пищевого машиностроения;
проработать вопрос разработки современных отечественных комплектов мукомольного оборудования;
провести работу по актуализации перечня сельскохозяйственной техники в части уплаты утилизационного сбора.

4. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

рассмотреть возможность разработки рекомендаций для высших образовательных учреждений по приоритетной подготовке востребованных специалистов для отраслей АПК, прежде всего в сфере цифровой экономики, в том числе IT-специалистов;
рассмотреть возможность разработки комплексных технологий переработки вторичных сырьевых ресурсов перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса с получением конкурентоспособных и импортозамещающих продуктов питания;
проработать вопрос дополнительных мер, направленных на повышение уровня оплаты научных работников, без перевода их на неполную рабочую неделю.

5. Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

включить задачи поддержки импортозамещения в стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в качестве приоритетных, обеспечив согласованность и взаимоувязку региональных планов с федеральными нормативными правовыми актами в сфере импортозамещения;
обеспечить соблюдение условий предоставления государственной поддержки из федерального бюджета при реализации региональных государственных программ развития агропромышленного комплекса;
сохранить, в целях стимулирования технической модернизации АПК, региональную поддержку в виде компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования.