«Круглые столы»

«Развитие сельскохозяйственной авиации»

Рекомендации

Проведя с участием членов Совета Федерации, представителей Временной комиссии по вопросам законодательного обеспечения развития технико-технологической базы агропромышленного комплекса Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ассоциаций и предприятий, общественных и научных организаций, обсуждение проблем и перспектив развития сельскохозяйственной авиации участники «круглого стола» отмечают, что одним из важных направлений производственной деятельности гражданской авиации является выполнение авиационно-химических работ в сельском хозяйстве (сельскохозяйственная авиация).
Прошедшее заседание «круглого стола» является продолжением работы конференции по развитию сельскохозяйственной авиации, которая состоялась 24 мая 2018 года. Подводя итоги конференции, участники отметили, что основные рассматриваемые проблемы и вопросы необходимо решать с точки зрения внесения изменений в отраслевое законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации. Эти позиции были приняты во внимание при подготовке настоящих рекомендаций.
Сельскохозяйственная авиация является эффективным средством интенсификации растениеводства, играет значительную роль в мировом производстве продуктов питания и защиты растений. Авиационно-химические работы могут применяться для борьбы с насекомыми-вредителями сельскохозяйственных культур и лесов, с болезнями растений, для уничтожения сорняковых растений, внесения удобрений, дефолиации (удаление листьев в целях облегчения сбора урожая), десикации (ускорение созревания сельскохозяйственных культур), аэросева, расселения полезных насекомых (трихограмм), внесения стимуляторов роста растений, различных средств биологической защиты растений, а также препаратов для уничтожения грызунов. Воздушные суда, оборудованные для проведения авиационно-химических работ в сельском хозяйстве, также могут успешно применяться в авиационных работах по защите леса.
В СССР сельскохозяйственная авиация занимала одно из ведущих мест в мире по объемам выполняемых авиационно-химических работ и по эффективности использования авиапарка, который состоял из специализированных воздушных судов: самолетов Ан-2сх, вертолетов Ми-2сх, Ка-26. Управление авиахимическими подразделениями осуществлялось Министерством гражданской авиации СССР. Средние летные учебные заведения ежегодно выпускали более 700 пилотов для малой авиации, часть из которых распределялась для работы в сельскохозяйственной авиации.
Наибольшие успехи в сфере применения авиации в сельскохозяйственном производстве в СССР приходятся на первую половину 80-х годов, когда авиационно-химические работы ежегодно проводились на площади более 85 млн. гектар.
В Российской Федерации за последние десятилетия объемы обработки полей с применением сельскохозяйственной авиацией значительно сократились и по экспертной оценке ежегодно составляют 5–6 млн. гектар.
С целью выработки решений, способствующих развитию сельскохозяйственной авиации, приказом Минсельхоза России от 23 ноября 2018 года № 533 создана межведомственная рабочая группа по вопросам развития авиационно-химических работ и применения воздушных судов малой авиации в сельском и лесном хозяйствах Российской Федерации, которая является межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по обеспечению согласованных действий представленных в ней органов исполнительной власти и заинтересованных организаций с целью развития отрасли авиационных химических работ для совершенствования системы обеспечения продовольственной и экологической безопасности Российской Федерации.
Однако, в состав рабочей группы не включены представители Федерального агентства воздушного транспорта и общественных организаций, осуществляющих функции в области авиационно-химических работ. В то же время ряд общественных объединений целенаправленно занимается вопросами развития сельскохозяйственной авиации. В частности, Фондом содействия развитию сельского хозяйства создана комплексная автоматизированная системы координации авиационно-химических работ «КАСКАД».
В реестре Федерального агентства воздушного транспорта зарегистрировано 84 авиакомпании (эксплуатанта), сертифицированные для проведения авиационно-химических работ, с общим количеством воздушных судов в 264 единицы, из них 154 типа Ан-2 с объёмом химического бака в 1460 литров. Остальной авиационный парк представлен несколькими разработками специализированных воздушных судов невысокой грузоподъемности (150–500 литров), спроектированных для авиационно-химических работ. Из них в 2018 году получен сертификат только на самолет МВ-500, но серийное производство данного типа не развернуто. Остальные виды авиационной техники выпускаются единичными экземплярами. Необходимо отметить, что в настоящее время эксплуатация единичных экземпляров воздушных судов (ЕЭВС) для авиационных работ запрещена.
Деятельность по осуществлению авиационно-химических работ регулируется Воздушным кодексом Российской Федерации, федеральными правилами использования воздушного пространства, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, а также федеральными авиационными правилами, утверждаемыми, Правительством Российской Федерации, если это определено Воздушным кодексом Российской Федерации, и федеральными органами исполнительной власти, в соответствии с установленной компетенцией.
 Воздушным кодексом Российской Федерации не предусмотрено использование авиация общего назначения для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ. Однако, случаи применения для авиационно-химических работ авиации общего назначения имеют место.
Кроме того контролирующими и надзорными органами выявлялись ненадлежащее осуществление сертификации воздушных судов и технического обслуживания, выполнение полетов лицами, не прошедшими требуемого обучения. Вскрыты факты эксплуатации самолетов в отсутствие разрешительных документов, подтверждающих возможность безопасного выполнения полетов, а также использования воздушного пространства без получения требуемых разрешений.
Также выявлены массовые случаи использования в коммерческих целях воздушных судов в отсутствие у них сертификатов эксплуатанта, выполнения полетов без договоров страхования ответственности за вред, который может быть причинен в результате оказания данных услуг. Не единичны случаи допуска к авиационным работам воздушных судов, не предназначенных для данных целей, в том числе единичных экземпляров авиации общего назначения, а также не укомплектованных необходимым оборудованием.
Сложившаяся ситуация в сфере исполнения требований законодательства о безопасности полётов при проведении авиационно-химических работ приводит к трагическим последствиям, включая человеческие жертвы.
Не уделяется должного внимания инфраструктуре и ремонту воздушных судов, которые обеспечивали бы полноценное проведение авиационно-химических работ. Существовавшая ранее система сельскохозяйственных взлётно-посадочных площадок практически не существует, а действующее законодательство не позволяет использовать земли сельскохозяйственного назначения для размещения взлетно-посадочных площадок для воздушных судов, выполняющих авиационно-химические работы. Нет полноценной сети технического обслуживания воздушных судов, выполняющих авиационно-химические работы.
В общедоступном реестре эксплуатантов, выполняющих авиационные работы, размещенном на официальном сайте Росавиции, не выделены эксплуатанты, сертифицированные на проведение авиационно-химических работ, что приводит к привлечению ненадлежащих компаний для их проведения.
Летные учебные заведения не готовят пилотов для авиационно-химических работ, а будущие агрономы, выпускаемые отраслевыми учебными заведениями, зачастую не имеют представления о применении сельскохозяйственной авиации.
Существует проблема привлечения молодежи в эту сферу деятельности. Средний возраст пилотов в некоторых компаниях, осуществляющих авиационно-химические работы, превышает 50 лет.
Действующие нормы медицинского освидетельствования авиационного персонала, прописанные в федеральных авиационных правилах, предъявляют равные требования к пилотам, выполняющим полеты на пассажирских перевозках, и к пилотам, выполняющим авиационно-химические работы. Это приводит к тому, что при достижении возраста в 55 лет наиболее опытные пилоты и пилоты-инструкторы вынуждены прекращать свою деятельность в сфере авиационно-химических работ.
Отмечаются низкая платежеспособность потребителей услуг сельскохозяйственной авиации и отсутствие на этом рынке доступных финансовых инструментов.
Преодоление этих проблем будет способствовать созданию благоприятных условий для развития сельскохозяйственной авиации.
С учетом состоявшегося обсуждения участники «круглого стола» рекомендуют следующее.

 1. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации проработать вопросы:
оказания мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям, использующим услуги на проведение авиационно-химических работ только сертифицированных организаций;
разработки механизмов стимулирования спроса на проведение авиационных работ только сертифицированными авиакомпаниями, включая механизмы предоставления целевых субсидий;
оказания содействия развитию производственной базы специализированных воздушных судов, а также повышению эффективности использования имеющегося парка сертифицированных воздушных судов, оборудованных для проведения авиационно-химических работ;
включения в учебные программы подведомственных образовательных учреждений программы по применению сельскохозяйственной авиации;
разработки цифровых систем ведения авиационных работ в интересах развития сельского хозяйства;
организации конструктивного взаимодействия с общественными объединениями в области авиационно-химических работ.

2. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Федеральным агентством воздушного транспорта проработать вопросы:
определения соответствующего структурного подразделения, курирующего проведение авиационно-химических работ;
целесообразности внесения изменений в законодательные и нормативные правовые акты, кающиеся возможности использования государственной авиации ДОСААФ России для выполнения авиационных работ в различных отраслях народного хозяйства, в том числе для выполнения авиационно-химических работ в сельском хозяйстве.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации проработать вопрос о внесении изменений в законодательство в части возможности использования земельных участков сельскохозяйственного назначения для посадочных площадок авиации, выполняющей авиационно-химические работы в сельском хозяйстве.

 4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации проработать вопросы:
разработки перспективной авиационной техники для проведения авиационно-химических работ в сельском хозяйстве;
создания центров развития и технического обслуживания сельскохозяйственной авиации;
разработки механизмов стимулирования сертифицированных организаций, проводящих авиационные работы в интересах сельского хозяйства, в том числе приобретающих в лизинг новые воздушные суда российского производства, оборудованные для проведения авиационно-химических работ.

5. Федеральному агентству воздушного транспорта проработать вопросы:
проведения мониторинга соответствия авиапредприятий, осуществляющих авиационные работы в сельском хозяйстве, требованиям федеральных авиационных правил в части страхования ответственности, наличия сертификата летной годности, а также выполнения полетов на воздушных судах типовой конструкции;
выделения в общем реестре эксплуатантов, выполняющих авиационные работы, отдельного реестра эксплуатантов, выполняющих авиационно-химические работы, с указанием бортовых регистрационных номеров воздушных судов;
упрощения процедуры сертификации для воздушных судов ограниченного применения, в частности для авиационно-химических работ;
использования единичных экземпляров воздушных судов, задействованных в авиационно-химических работах в сельском хозяйстве на период переоснащения авиационного парка типовыми воздушными судами;
привлечения к авиационно-химическим работам коммерческих пилотов, прошедших курсы переподготовки по государственным программам, но не имеющих базового авиационного образования;
стимулирования выпускников летных учебных заведений для привлечения их к работе в сельскохозяйственной авиации;
разработки учебных программ для подготовки пилотов по проведению авиационно-химических работ.

6. Федеральному агентству лесного хозяйства проработать вопрос привлечения для защиты лесов сертифицированных воздушных судов, оборудованных для проведения авиационно-химических работ и применяемых в сельскохозяйственной авиации.

7. Федеральной службе по надзору в сфере транспорта рассмотреть возможность разработки комплекса профилактических мер, направленных на снижение аварийности при выполнении авиационных химических работ.