Член Комитета Совета
Федерации по экономической политике Владимир Кравченко
Кравченко
Владимир Казимировичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области
провел «круглый стол на тему «Поддержка проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений: региональный опыт».
В ходе мероприятия обсуждался опыт внедрения цифровых технологий и платформенных решений в субъектах РФ, инструменты поддержки отечественных
разработчиков, актуальные направления подготовки кадров в рамках реализации
программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а также продвижение
молодежных стартапов.
Рекомендации
Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 29 января 2019 года (Протокол № 169)
В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, АНО «Цифровая экономика», инновационного фонда «Сколково», представители ИТ-компаний, средств массовой информации.
Участники «круглого стола», заслушав и обсудив доклады и выступления, отметили следующее.
Приоритеты, намеченные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года, и задачи, поставленные в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», положены в основу национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее — Программа).
В рамках Программы предусмотрена реализация 6 федеральных проектов: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Информационная инфраструктура», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление».
Федеральным законом от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрен общий объем финансирования Программы в размере 409,6 млрд. рублей, в том числе в 2019 году — 108 млрд. рублей. При этом основными источниками финансирования развития цифровой экономики должны стать внебюджетные средства и частные инвестиции.
В целом цифровизация национальной экономики обладает большим потенциалом для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Для достижения определенных Программой задач субъектами Федерации разрабатываются и реализуются региональные программы развития цифровой экономики с учетом их экономической специализации и конкурентных преимуществ, территориального размещения наукоемких производств и перспективных центров роста, а также осуществляются мероприятия по устранению цифрового неравенства.
Субъектами Российской Федерации уже накоплен достаточно большой опыт внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферу государственного и местного управления, в городское хозяйство, в системы управления транспортной инфраструктурой, в социальную сферу. Разрабатываются и внедряются на практике региональные системы поддержки процесса разработки и внедрения цифровых технологий и хозяйствующих субъектов, осуществляющих разработку и внедрение современных платформенных решений. Одной из наиболее эффективных и действенных форм такой поддержки является использование средств региональных и местных бюджетов для финансирования разработки или адаптации платформенных решений, используемых в сфере государственного управления, отраслях экономики и социальной сферы.
В ряде случаев цифровые платформенные решения, внедряемые на уровне субъектов Российской Федерации, являются подсистемами цифровых платформ, разрабатываемых и применяемых в стране в целом. Примерами таких проектов могут служить проект «Цифровизация городского хозяйства «Умный город» и создаваемая в настоящее время единая цифровая платформа транспортного комплекса.
В большинстве случаев субъекты Федерации самостоятельно внедряют и обеспечивают эксплуатацию цифровых платформ и сервисов. Эти цифровые решения действуют в самых разных отраслях экономики, социальной сферы, в сфере государственного и местного управления.
Примерами таких платформ и сервисов являются: дистанционный мониторинг состояния здоровья; распределение и выдача путевок в лечебно-оздоровительные лагеря; региональная медицинская информационная система; региональная система управления строительством; информационно-аналитическая система мониторинга криминогенной обстановки и общественной безопасности; цифровое управление пассажирским транспортом; Единая региональная информационная система и др.
С реализацией государственной политики по формированию национальной инновационной системы тесно связан процесс развития технопарков в России. С целью обеспечения ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 года № 328-р была утверждена комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации в 2014 году был разработан и внедрен механизм возмещения субъектам Российской Федерации затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков. В настоящее время субъекты получают субсидию на возмещение затрат в объеме не более суммы налогов, уплаченных в течение трех лет резидентами технопарка в федеральный бюджет. Минпромторгом России совместно с Ассоциацией кластеров и технопарков России разработан Национальный стандарт «Технопарки. Требования», направленный на оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в их деятельности по обеспечению эффективности организации, функционирования и развития технопарков.
В настоящее время в России функционируют 12 технопарков в сфере высоких технологий, в которых работают 1 228 компаний-резидентов с годовой выручкой более 90 млрд. рублей и создано более 31 тыс. рабочих мест.
В качестве одного из ключевых инструментов развития экономики, в том числе цифровой, и привлечения инвестиций можно рассматривать формирование и развитие особых экономических зон (далее — ОЭЗ), направленных на развитие регионов путем обеспечения комфортных условий для ведения бизнеса, создания новых промышленных и высокотехнологичных продуктов.
Расположение ОЭЗ технико-внедренческого типа (далее — ОЭЗ ТВТ) в крупнейших научно-образовательных центрах открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки. Растущий спрос на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает ОЭЗ ТВТ привлекательными для венчурных фондов, разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.
В целях технологического развития страны и поддержки российских компаний, имеющих конкурентный потенциал на новых рынках, утверждены 7 «дорожных карт» Национальной технологической инициативы (далее — НТИ): «Автонет», «Аэронет», «Маринет», «Нейронет» и «Технет», «Хелснет» и «Энерджинет», которые будут реализовываться поэтапно до 2035 года. Утвержден детальный план мероприятий по их исполнению.
Несмотря на достигнутые успехи, при внедрении цифровых платформ субъекты Федерации сталкиваются с целым рядом проблем. В частности:
— отсутствие в региональных и местных бюджетах достаточного объема средств для оплаты работ по разработке и внедрению или по адаптации цифровых платформ;
— установленные законодательством о государственных и муниципальных закупках ограничения по приобретению уже используемых в других регионах платформенных решений, которые объективно могут быть приобретены только у единственного поставщика;
— отсутствие возможности использования в автоматическом режиме существующих баз данных, сформированных на федеральном уровне, и проблемы с совместимостью региональных и федеральных баз данных;
— отсутствие в регионах, особенно в муниципалитетах, достаточного количества квалифицированных кадров, обладающих необходимыми компетенциями для использования в профессиональной деятельности цифровых платформ и сервисов;
— невысокий уровень цифровой грамотности населения, который ощутимо сдерживает внедрение и широкое использование цифровых сервисов, ориентированных на граждан;
— эффект от внедрения на региональном уровне цифровых сервисов существенно снижается в связи с тем, что создаваемые цифровые платформы и информационные системы часто оказываются несовместимыми между собой, с платформами, используемыми в других субъектах Федерации и на федеральном уровне;
— прекращение действия нулевой ставки по налогу на прибыль для резидентов ОЭЗ ТВТ с 1 января 2018 года — теперь они обязаны перечислять в бюджет 3% от прибыли.
Учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола» рекомендуют: Правительству Российской Федерации:
— уточнить необходимый объем финансирования и разработать механизмы участия субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий Программы;
— разработать формы поддержки региональных проектов цифрового развития, обеспечивающих распространение лучших практик и механизмов их реализации, предусмотрев создание и ведение информационного банка оптимальных решений цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы субъектов:
— определить технологические приоритеты по направлениям «сквозных» цифровых технологий в каждом субъекте Российской Федерации;
— разработать и внедрить единые для всех регионов стандарты работы с информацией, определяющие порядок накопления, хранения, обработки, передачи и защиты данных;
— рассмотреть вопрос о возможности предоставления льгот по уплате налога на прибыль организаций и установления пониженных тарифов страховых взносов для резидентов ОЭЗ ТВТ.
Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
— расширить практику применения механизма «регулятивных песочниц» на территориях субъектов Российской Федерации для тестирования цифровых технологий и платформенных решений;
— провести инвентаризацию компаний, образовательных и научных организаций, осуществляющих деятельность в области цифровых технологий с указанием «уровня зрелости» существующих «сквозных» технологий.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечить создание центров обучения компетенциям цифровой экономики.