Парламентские слушания

«Законодательство и правоприменительная практика в системе распределения субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных полномочий в области лесных отношений»

Рекомендации

В парламентских слушаниях на тему «Законодательство и правоприменительная практика в системе распределения субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных полномочий в области лесных отношений», проведенных Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию 31 марта 2016 года, приняли участие члены Совета Федерации, представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, а также представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных и общественных природоохранных организаций.
Целью парламентских слушаний являлось публичное рассмотрение правоприменительной практики финансирования расходов федерального бюджета на охрану, защиту и воспроизводство лесов, вопросов распределения субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных полномочий в области лесных отношений.
Участники мероприятия отмечают своевременность и актуальность проведения парламентских слушаний, вызванные острой необходимостью в источниках финансирования лесного хозяйства, повышении эффективности мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации средства на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в 2016 году составил 29 042,7 млн. руб., что почти на 9% ниже уровня 2015 года.
Сокращение в 2016 году объемов финансирования лесного хозяйства в федеральном бюджете на 1,96 млрд. руб. повлекло снижение размера субвенций, предоставляемых субъектам Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, на 2,1 млрд. руб. Значительно сократилось и софинансирование со стороны субъектов Российской Федерации. Если в 2012–2014 годах на лесное хозяйство ими направлялось более 12 млрд. руб. в год, то сегодня средства региональных бюджетов едва достигают суммы в 7 млрд. руб.
Определение объема субвенции, предоставляемой субъекту Российской Федерации на соответствующий год для исполнения полномочий в сфере лесных отношений, осуществляется Рослесхозом в соответствии с Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 838.
Основой для расчета объема субвенций, в соответствии с действующей методикой, служат региональные нормативы затрат, величина которых зависит от объемов субвенций, установленных на федеральном уровне. Вместе с тем расчеты объемов субвенций, которые должны доводиться до регионов, исходя из проекта базовых нормативов затрат, подготовленных Рослесхозом, показывают, что для обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов требуется более 40 млрд. руб.
За период действия данной методики — с 2007 по 2015 годы произошли существенные изменения в лесном и бюджетном законодательстве Российской Федерации. Были внесены законодательные изменения базовых нормативов затрат и базового перечня работ или услуг. Создана система обеспечения выполнения комплекса лесохозяйственных работ специализированными государственными учреждениями субъектов Российской Федерации. Произошли существенные изменения в подходах к организации охраны лесов от пожаров, направленные на усиление профилактики лесных пожаров и выполнение комплекса превентивных мер.
В целях повышения эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов постановлением Правительства Российской Федерации № 318 от 15 апреля 2014 года была принята Государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы (далее — Государственная программа), которая определила основные цели и задачи лесного хозяйства, а также комплекс мероприятий для их достижения. В основу реализации Государственной программы были заложены принципы программно-целевого бюджетирования, в соответствии с которыми расходы федерального бюджета на охрану, защиту и воспроизводство были увязаны с объемами реализуемых программных мероприятий и конечными результатами эффективного исполнения регионами полномочий в сфере лесных отношений.
Решение задач лесного хозяйства программно-целевым методом потребовало совершенствования методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, прежде всего, в направлении учета при распределении средств объемов лесохозяйственных работ и мероприятий, выполняемых отдельными регионами.
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации № АХ-П9-5102 от 28 июля 2015 года Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации был подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — проект Методики).
Указанный проект Методики основан на пересмотре состава и структуры критериев распределения финансовых ресурсов, применении для расчета субвенций федеральных базовых нормативов затрат лесного хозяйства, а также порядка финансирования мероприятий по тушению лесных пожаров, авиационного и космического мониторинга в резервных лесах. Проектом методики устанавливаются показатели, характеризующие площадь эксплуатационных и защитных лесов, интенсивность их использования, а также плотность населения субъекта Российской Федерации и классы пожарной опасности в лесах по условиям погоды. Указанные критерии оценивают влияние на размер средств, предоставляемых на осуществление переданных полномочий в сфере лесных отношений, что позволит сделать систему распределения средств более прозрачной и обоснованной.
Рассмотрение проекта Методики в ходе парламентских слушаний показало, что ее принятие должно носить приоритетный характер, прежде всего, в целях скорейшего перевода лесного хозяйства с остаточного принципа финансирования на экономически обоснованные расчеты базовых нормативов затрат на выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Однако, по экспертным оценкам, при существующем объеме финансирования практика применения проекта Методики приведет к перераспределению средств Европейско-Уральской части страны в регионы Сибири и Дальнего Востока, прежде всего, за счет введения «коэффициентов влияния», определяющих итоговую величину расходов того или иного субъекта Российской Федерации на охрану, защиту и воспроизводство лесов. В случае принятия завышенных по отношению к наземной охране лесов коэффициентов влияния величины зон авиационного и космического мониторинга произойдет существенное перераспределение финансовых средств от заселенных промышленных регионов страны к регионам со значительными территориями авиационного и космического мониторинга, где лесопользование в большей части ограничивается геологоразведкой, добычей полезных ископаемых и строительством линейных сооружений.
По информации Министерства финансов Российской Федерации в случае принятия проекта Методики, произойдет сокращение субвенций, предоставляемых Ленинградской области на 69,3 %, Тверской — на 61,6 %, Владимирской области — на 57,7 %, Нижегородской области — 54,9 %, Костромской области — на 52,2 %, Рязанской области — на 50 %, Свердловской области — на 46,3 %, Новгородской области — на 46 %, Магаданской области — на 43,6%, Пермскому краю — на 44,7 %, Республике Карелия — на 42,1 %. При этом размер субвенций, предоставляемых, Республике Бурятия, увеличится на 25,4%, Забайкальскому краю — на 24%, Хабаровскому краю — на 18,8 %, Иркутской области — на 24%, Амурской области — на 19,4%. Размер субвенций Республике Саха (Якутия) и Республике Тыва удвоится, а Томской области — увеличится в 1,8 раза.
Вместе с тем при определении объема субвенций на исполнение отдельных полномочий в области лесных отношений также следует отдельно учитывать расходы на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации, исполняющих «лесные» полномочия, их территориальных органов и подведомственных учреждений. Кроме того, по мнению ряда участников парламентских слушаний, в проекте Методики недостаточно проработаны и вопросы финансирования расходов, связанных с тушением лесных пожаров.
Финансовую основу проекта Методики образует годовой объем субвенций, предоставляемых на реализацию отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений из федерального бюджета, предусмотренный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, который, в свою очередь, зависит от собираемости налогов, сборов и иных платежей в федеральный бюджет. В этой связи объём субвенций на реализацию отдельных полномочий в области лесных отношений при дефиците бюджетных средств формируется по остаточному принципу, после удовлетворения финансовыми ресурсами приоритетных социальных потребностей общества, нужд ведущих отраслей экономики и видов деятельности, связанных с обеспечением государственной безопасности и обороны. По этой причине поиск новых методологических подходов и алгоритмов для распределения бюджетных средств не приведет к увеличению их количества.
Наряду с названными факторами, определяющими недостаточный уровень финансирования лесного хозяйства, следует выделить и низкую доходность от эксплуатации российских лесов. Так, доходы федерального бюджета в 2014 году от платежей за пользование лесным фондом составили лишь 19,1 млрд. руб., что составляет 77% затрат федерального бюджета, направляемых на лесное хозяйство.
Действующая система ценообразования на древесину и иные лесные ресурсы не имеет рыночной основы и является «копиркой» советских прейскурантов, ранее работавших в условиях централизованно планируемой экономики, когда лесные ресурсы не продавались, а распределялись. В результате нерыночного ценообразования на лесные ресурсы средний размер ставки платы за древесину на корню, за время действия Лесного кодекса Российской Федерации, не только не увеличился, но в ряде регионов имеет тенденцию к снижению.
Размер субвенций не связан с доходностью лесопользования и, следовательно, не стимулирует ее рост. Установление зависимости объемов получаемых субвенций от доходности лесопользования при управлении федеральной собственностью (лесами), позволит создать мотивацию к увеличению дохода от использования лесов и, соответственно, получению дополнительных источников финансирования.
На сегодняшний день на площади более 800 млн. га мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти и подведомственными им бюджетными организациями. Таким образом, на большей части страны лесное хозяйство остается отраслью нематериального производства, не имеющей законодательно признанных продукции и услуг и, как следствие, собственного дохода. При этом средства на выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов формируются в основном в форме бюджетных расходов, что превращает лесное хозяйство, оторванное от финансового результата своей деятельности, в потребителя бюджетных средств наравне со сферами образования и здравоохранения.
Это определяет положение лесного хозяйства как отрасли с недостаточными финансовыми ресурсами, что делает невозможным полноценное обеспечение охраны лесов, промышленное выращивание качественной и доступной древесины для лесной промышленности. Наиболее остро это проявляется в периоды финансовых кризисов и спадов национальной экономики. Выходом из сложившейся ситуации должно стать создание условий для экономически эффективного (доходного) лесного хозяйства на всей территории лесного фонда, превращение его в отрасль экономики материального производства, направленного на выращивание древесины для обеспечения лесной промышленности сырьевыми ресурсами, а также на предоставление обществу благоприятной окружающей среды и оказание рекреационных услуг.
Вместе с тем вопрос совершенствования механизма распределения субвенций обусловлен существенным сокращением бюджетного финансирования за счет средств федерального бюджета, влияющим на полноту и качество исполнения переданных полномочий в области лесных отношений. Проект новой редакции методики распределения субвенций предполагает пересмотр состава и структуры критериев распределения финансовых ресурсов, применение для расчета субвенций федеральных базовых нормативов затрат, разработанных на федеральном уровне, и дает возможность оценить эффективность исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий.
Применение для расчета субвенций новых подходов связано с необходимостью определения приоритетных направлений финансирования переданных субъектам Российской Федерации полномочий в области лесных отношений в условиях оптимизации бюджетных расходов и потребует пересмотра подходов к лесному планированию и оптимизации структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
Принятие проекта Методики даст возможность повысить эффективность финансирования расходов на исполнение переданных субъектам Российской Федерации отдельных полномочий в области лесных отношений.

 По итогам состоявшегося обсуждения участники парламентских слушаний РЕКОМЕНДУЮТ:

 Правительству Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству лесного хозяйства:
- определить необходимый состав и объемы мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, подлежащих финансированию из федерального бюджета Российской Федерации, а также их территориальное размещение;
- внести в Государственную программу «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы изменения, предусматривающие корректировку и уточнение состава программных мероприятий, обоснование объема и источников финансовых ресурсов, необходимых для их исполнения, с учетом установленных нормативов затрат;
- определить целевое назначение средств, формирующихся в бюджетах субъектов Российской Федерации от поступления лесного дохода в объеме превышения платежей за пользование лесными ресурсами над минимальными ставками платы, для обеспечения охраны и воспроизводства лесов;
- провести анализ мирового опыта управления лесами, заключающийся в применении механизма финансирования лесной отрасли, за счет средств, поступающих от использования лесов, с последующей проработкой вопроса о возможности перевода финансирования лесного хозяйства из бюджетной сферы услуг в отрасль материального производства, обеспеченную собственными доходами при условии удовлетворения экономических потребностей общества в лесных ресурсах, и поддержания благоприятной среды обитания;
- предусмотреть на законодательном уровне предоставление лесных участков специализированным учреждениям субъектов Российской Федерации, обеспечивающим охрану, защиту и воспроизводство лесов, не переданных в аренду и ограниченных в использовании (защитных лесов, особо защитных участков леса), в постоянное (бессрочное) пользование;
- рассмотреть вопрос о создании механизма финансирования производства семян и выращивания посадочного материала лесных растений с улучшенными наследственными свойствами, в том числе с закрытой корневой системой, лесными селекционно-семеноводческими центрами в рамках доводимого до бюджетных или автономных учреждений государственного задания на выполнение работ за счет средств субвенций, выделяемых из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений;
- установить нормообразующие показатели для расчета численности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и лесничеств;
- разработать и реализовать новые подходы к системе ценообразования на лесные ресурсы, основанные на рыночной стоимости круглых лесоматериалов, учете затрат на охрану, защиту и воспроизводство лесов, а также механизмов формирования и изъятия лесной ренты;
- проработать вопрос приоритетного обеспечения государственного финансирования ведения лесного хозяйства в социально значимых лесах там, где это необходимо и где это невозможно сделать за счет дохода от лесопользования;
- рассмотреть обоснованность сложившейся практики лесных отношений, предусматривающей запрет на финансирование из средств субвенций работ по обнаружению и тушению лесных пожаров, выполняемых арендаторами лесных участков;
- рассмотреть и учесть предложения, поступившие от участников парламентских слушаний и органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) утвердить нормативы затрат на охрану, защиту и воспроизводство лесов до принятия Правительством Российской Федерации нового механизма распределения средств между субъектами Российской Федерации на реализацию отдельных полномочий в сфере лесных отношений;
2) провести анализ распределения средств в соответствии с проектом Методики, обеспечив их сравнение с полученными за прошлые годы результатами по достижению целей и задач, установленных Государственной программой «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы, а также целевых прогнозных показателей, установленных для оценки исполнения переданных полномочий;
3) рассмотреть зависимость объема средств субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, от объемов доходов от платы за использование лесов, мобилизуемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
4) установить «коэффициенты влияния», определяющие зависимость итоговой величины предоставляемой регионам субвенции на охрану, защиту и воспроизводство лесов от достигнутой за прежние годы эффективности расходования средств;
5) проанализировать необходимость учета корреляции горимости лесов и классификации регионов по уровням природной пожарной опасности лесов, устанавливаемой в соответствие со ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации;
6) проанализировать возможность приведения размера оплаты труда на содержание лесной охраны и других работников лесного хозяйства в соответствие со средним уровнем оплаты труда в субъекте Российской Федерации с учетом установленных законодательством гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
7) проанализировать возможность разработки федеральной целевой программы по улучшению материально-технической базы лесного хозяйства.

 Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
- завершить согласование проекта Методики распределения субвенций и представить в установленном порядке на утверждение;
- утвердить базовый перечень работ и услуг в лесном хозяйстве, базовые нормативы затрат на комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов и нормообразующие показатели и нормативы численности работников органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, и лесничеств. 

Министерству финансов Российской Федерации:
- при формировании проекта федерального бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов учесть финансирование лесного хозяйства в соответствии с базовыми нормативами затрат. 

Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству лесного хозяйства совместно с Министерством финансов Российской Федерации:
- подготовить предложения по совершенствованию подходов финансирования затрат на тушение лесных пожаров с соответствующими предложениями по внесению изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.