Парламентские слушания

«Вопросы обеспечения поставок продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике,
местному самоуправлению и делам Севера
(протокол № 189 от 29 января 2019 года)

Участники парламентских слушаний на тему «Вопросы обеспечения поставок продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов» (далее — парламентские слушания), проведенных в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 20 декабря 2018 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, отмечают следующее.

Необходимость специального регулирования поставок продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (далее – северный завоз) обусловлена отсутствием в этих районах собственной производственной базы большинства промышленных товаров, а также многих сельскохозяйственных товаров, необходимых для жизнеобеспечения населения и функционирования экономики; удаленностью и низким уровнем развития транспортной инфраструктуры; сложными природно-климатическими условиями.

Северный завоз является важной составляющей жизнеобеспечения и развития северных территорий и поэтому требует государственной поддержки и особого правового регулирования.

В период существования СССР реализовывался комплекс ежегодных государственных мероприятий, направленных на обеспечение накануне зимнего сезона территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченным сроком завоза грузов основными жизненно важными товарами, поставки грузов в труднодоступные северные районы осуществлялись и финансировались централизованно, контролировались органами, подведомственными высшему исполнительному и распорядительному органу государственной власти Союза ССР – Совету Министров СССР.

В Российской Федерации в 90-е годы XX столетия, в первые годы рыночных реформ государство поддерживало завоз нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольствия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Для этого был принят ряд указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, распорядительных документов федеральных органов исполнительной власти.

Действовавшим до 2005 года Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 78‑ФЗ «Об основах государственной регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 78‑ФЗ) были определены система поддержки завоза продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками завоза продукции (товаров), порядок организации поставок, схемы завоза продукции, условия предоставления финансовых средств.

Однако с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов „О внесении изменений и дополнений в федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ все обязанности по финансированию и проведению северного завоза перешли к органам местного самоуправления, а Федеральный закон № 78‑ФЗ утратил силу. Это привело к ухудшению жизнеобеспечения отдельных труднодоступных северных территорий, а также к значительному удорожанию завозимых туда товаров.

В этой связи в 2007 году в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены изменения, позволяющие консолидировать на уровне субъекта Российской Федерации закупку товаров и услуг в целях осуществления северного завоза[1].

Кроме того, в 2014 году в Бюджетный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, позволившие субъектам Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, предоставлять юридическим лицам бюджетные кредиты за счет средств региональных бюджетов для целей закупки и доставки топлива[2]. В 2016 году это положение было дополнено[3] возможностью предоставлять такие кредиты для закупки и доставки муки и других товаров по перечню, утверждаемому Правительства Российской Федерации[4].

Вместе с тем, практика показывает, что в настоящее время пока не удалось создать новой эффективной системы осуществления северного завоза. Существующая сегодня межведомственная разобщенность, а также отсутствие в законодательстве четкого определения понятия «северный завоз» и его механизмов, которые отвечали бы современным условиям, не позволяют сформировать единый алгоритм для осуществления поставки грузов в удаленные районы Крайнего Севера. Кроме того, ситуацию осложняет отсутствие единого органа исполнительной власти, отвечающего за осуществление северного завоза. В этих условиях в проведение северного завоза вовлекается огромное количество участников, имеющих различные экономические интересы, что приводит к удорожанию поставок продукции в северные районы и увеличивает риски их срыва.

Участники парламентских слушаний считают, что для совершенствования системы обеспечения поставок продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов требуется принятие ряда мер и рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:

1) о необходимости разработки проекта федерального закона о досрочном завозе продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, предусматривающего, в том числе:

— определение понятия «северный завоз»;

— критерии отнесения территорий к районам с ограниченными сроками завоза грузов;

— критерии отнесения продукции (товаров) к категории обязательных для северного завоза;

— обязанности и ответственность федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления за осуществление северного завоза;

— виды и формы государственной поддержки северного завоза;

— механизмы использования материальных запасов Федерального агентства по государственным резервам для осуществления северного завоза;

— трехлетний период планирования северного завоза с учетом долгосрочного и среднесрочного прогнозирования;

— порядок создания и управления единой специализированной информационной системой планирования и мониторинга северного завоза, которая обеспечит возможность определения потребностей в поставках продукции, обеспечит учет запасов продукции на местах, позволит повысить эффективность использования транспортных средств и пунктов хранения;

2) об определении органа, отвечающего на федеральном уровне за проведение северного завоза;

3) о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с компенсацией уплаченных юридическими лицами процентов по кредитам, взятым на закупку и доставку топлива и грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов;

4) о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с содержанием инфраструктуры, предназначенной для хранения горюче-смазочных материалов и другой продукции в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченным сроком завоза грузов;

5) о применении механизма государственных гарантий при осуществлении закупок в рамках северного завоза для повышения эффективности его планирования и финансирования, в том числе в целях решения проблемы кассового разрыва;

6) о внесении изменений в часть 7 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части увеличения сроков оплаты за поставленную продукцию для хозяйствующих субъектов, осуществляющих северный завоз;

7) о создании специализированной электронной площадки в целях повышения эффективности государственных закупок при осуществлении северного завоза;

8) о внесении изменения в Приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 99) в части установления дополнительных требований к участникам закупок на право осуществления северного завоза, в том числе о наличии опыта исполнения контракта по осуществлению северного завоза, а также о наличии техники и кадровых ресурсов, достаточных для выполнения работ по контракту;

9) о дополнении Приложения № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации № 99 положениями о проведении конкурса с ограниченным участием в случае осуществления закупок заказчиками, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;

10) о включении в Перечень товаров, для целей закупки и доставки которых в субъекты Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, могут предоставляться бюджетные кредиты юридическим лицам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены такие районы и местности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 года № 24, лекарств и детского питания;

11) об актуализации Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года № 402;

12) о создании на основе государственно-частного партнерства единого логистического оператора, либо пула операторов, осуществляющих северный завоз.

2. Министерству транспорта Российской Федерации:

1) принять необходимые меры по обеспечению своевременного и полного выполнения мероприятий, предусмотренных в Федеральном проекте «Внутренние водные пути», направленных на сокращение протяженности участков, ограничивающих пропускную способность внутренних водных путей, расположенных в районах Крайнего Севера, а также мероприятий, направленных на обновление обслуживающего флота;

2) принять необходимые меры по модернизации инфраструктуры Северного морского пути и ускорению сроков строительства новых ледоколов, судов-транспортников ледового класса различного назначения, в том числе контейнеровозов;

3) рассмотреть вопрос о необходимости законодательного определения понятия «зимние автомобильные дороги (зимники)» и разработки механизма финансирования создания таких дорог за счет субсидий из федерального бюджета.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о возобновлении работы проектного офиса «Северный завоз» Совета по изучению производительных сил Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации»;

2) рассмотреть вопрос о разработке проекта изменений в Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части установления возможности осуществления государственными унитарными предприятиями закупок товаров, работ, услуг для обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

4. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, органам местного самоуправления проводить на соответствующих территориях регулярный мониторинг потребности в товарах первой необходимости, наличия запасов продуктов питания и топлива.


[1] Федеральный закон от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

[2] Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 311-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».

[3] Федеральный закон от 26 июня 2016 года № 192-ФЗ «О внесении изменений в статью 932 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 года № 24 «Об утверждении перечня товаров, для целей закупки и доставки которых в субъекты Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, могут предоставляться бюджетные кредиты юридическим лицам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены такие районы и местности». В перечень вошли различные виды макаронных и мучных изделий, круп, овощей, консервов, сахара, соли, чая.